Мальта расстается со знаменитыми желтыми автобусами, которые достались ей в наследство от британцев. «Шарабаны» (xarabank), как называют их местные, были главным средством передвижения по стране последние полвека. Сегодня они визитная карточка Мальты: редкий турист уезжает с острова без десятисантиметрового пластикового автобуса в багаже.

В стране всего 500 автобусов. Но для небольшого государства с населением в 400 тысяч человек этого вполне хватает. За неделю один и тот же «шарабан» успевает выступить в нескольких ролях: в понедельник он катает туристов по окрестностям Валлетты, во вторник доставляет школьников домой, в среду может развозить гостей большой мальтийской свадьбы. А раз в год еще и участвует в традиционном ралли грузовиков и автобусов.

Все мальтийские «шарабаны» выкрашены в желтый цвет с красной полосой посередине. На соседнем острове Гозо они серебристые. Раньше, когда на Мальте только начали появляться первые автобусы (они пришли на смену поездам), их расцветка менялась в зависимости от района.

Самые старые из них начинали свою карьеру еще в 1949-м в Великобритании: в 60-е их завезли на Мальту уже подержанными. Тогда в стране дело обстояло так, как сейчас с маршрутками в Москве: их закупали предприимчивые водители, чтобы зарабатывать частным извозом. Чтобы привлечь клиентов, они шли на различные уловки, старались как можно лучше украсить машину: прикрепляли снаружи различные фигурки, меняли форму решетки радиатора, вешали значки «мерседес» на бампер. Автобусы становились главным делом семьи: они переходили от отца к сыну, и каждый стремился улучшить «шарабан». Поэтому двух одинаковых автобусов на Мальте не найти. У них даже есть свои имена: Мэрилин Манро, Рэмбо, Индиана.

В 1977 году все автобусы перешли в руки государства, появилась единая транспортная система и четкие маршруты. Отправной точкой для всех машин является Валлетта, откуда они расходятся во все части острова. Оплата при входе, а выход по звонку: если дернуть веревочку, протянутую под крышей, у водителя зазвенит колокольчик, и он остановится. Кондиционеров внутри, конечно, нет. Зато это компенсируется отсутствием входной двери, а иногда и крыши. А вместо радио рядом с водительским креслом запросто можно встретить клетку с певчей птицей.

Желтые «шарабаны» не просто символ страны - это привет из Англии 40-х, пробуждающий ностальгические чувства у тысяч людей. Они даже создают фан-клубы. В группе любителей мальтийских автобусов в социальной сети Facebook - 2000 человек, на форуме yahoo.com – более 500. Однако с этого лета вживую увидеть эти чудо-машины можно будет только в музее: их вытеснят современные китайские модели.

Мальта – чуть ли не последняя страна в ЕС, где сохранились такие старые автобусы. Они уже давно износились и к тому же сильно загрязняют окружающую среду. Однако туристы не хотят расставаться с «шарабанами»: более 400 пользователей интернета подписали сетевую петицию в защиту мальтийских автобусов. Но это их не спасло, и в начале июля дороги Мальты заняли новенькие King Long с кондиционерами и информационными дисплеями, сообщающими о ближайшей остановке.  geo_icon