Новости партнеров


GEO приглашает

11-12 августа на фестивале Geek Picnic в Москве автор бестселлера «Все лгут», data scientist и колумнист The New York Times Сет Стивенс-Давидовиц впервые в России расскажет о том, что поисковики и социальные сети знают о каждом из нас. Cкидка 10% на покупку билетов по промокоду GEO


GEO рекомендует

Мороженица E801 сама смешивает ингредиенты, постепенно охлаждая их. Собственная холодильная система E801 почти не отличается от машин производственного уровня: благодаря работающему на хладагенте компрессору она замораживает равномерно, а значит, десерт сохранит нежную однородную текстуру


Новости партнеров

Здравствуй, дерево!

В странах с долгой зимой обустройство дома становится философией. Скандинавский мебельный дизайн и вовсе превратился в самодостаточное направление искусства
текст: Марина Великанова
фото: Василий Ильинский

Скандинавии легко стать  звездой  мебельного  дизайна.  Жители  северной  Европы,  даже  далекие  от  искусства,  живо  интересуются  этой  областью.  Взглянув  на  вазу  или  блюдце,  они  могут  назвать  год  ее  выпуска  и  автора  и  очень  расстроятся,  если  сразу  не  вспомнят.  Промышленных  художников  тут  знают  и  чтут  так  же,  как  в  Италии  —  футболистов.  В  каждом  доме  найдется  хоть  одна  вещь-легенда,  будь  то  стакан  с  пузырьками  от  Альваро  Аалто  или  культовая  ваза  Ииттала,  очертаниями  напоминающая  озеро. 

В  Финляндии  считают:  любой  предмет  должен  быть  продолжением    руки.  Если  вещь  приятно  держать,  значит,  дизайн  правильный.  И  действительно,  иностранные  гости  тут  же  норовят  потрогать  шкафы  или  посуду  в  финском  доме,  чем  немало  удивляют  хозяев.

Образное  мышление  здесь  культивируют  с  малолетства.  В  детских  садах  и  школах  проходят  занятия  по  визуализации:  дети  рисуют  предметы  или  истории  на  заданную  тему.  Эти  «шедевры»  не  ложатся  мертвым  грузом  на  антресолях  гордых  родителей —  специалисты  по  инфографике  используют  их  как  образцы  при  создании  карт,  сайтов,  энциклопедий,  причем  не  только  для  малышей,  но  и  для  взрослых.  Ученые  утверждают,  что  при  помощи  схематичных  детских  рисунков  информация  усваивается  намного  легче.  Вроде  бы,  логично,  но  почему  до  этого  додумались  только  финны?

Финская  школа  мебельного  дизайна  считается  одной  из  лучших  в  мире.  Именно  в  Финляндии  были  придуманы  многие  экспонаты  музеев  современного  прикладного  искусства,  например  стул  «Тюльпан»  Ээро  Сааринена  (мягкое  сиденье  на  ножке  из  литого  алюминия)  или  стул-кресло  Харри  Коскинена.  А  легендарное  кресло-пузырь,  которое  Еро  Арнио  выпустил  в 1968 году,  растиражировано  голливудскими  фильмами  и  знаменитыми  фотографами. 

Несколько  компаний-производителей  неустанно  работают  на  поддержание  «финского  мебельного  мифа».  У  каждой  есть  свои  бестселлеры:  круглые  табуреты  для  малогабаритных  квартир,  которые  легко  штабелируются  в  углу,  передвижной  столик,  волшебный  шкаф  (он  внутри  больше,  чем  снаружи)  или  офисное  кресло-качалка. 

Сегодня  на  волне  интереса  к  ретро  новый  бум  переживает  мебель  из  древесины.  Основоположник  финского  дизайна  Альвар  Аалто  стал  активно  использовать  дерево  изогнутой  формы  для  создания  мебели  еще  в 1930-е  годы.  Созданный  им  в  1937  году  столик  на  колесах  до  сих  пор  остается  одним  из  любимых  предметов  финских  гостиных. 

«Тяжелое  детство,  деревянные  игрушки»  —  это  точно  не  про  Финляндию.  Дерево  тут  в  почете.  В  городе  Лахти  есть  целая  студия  «За  дерево»  (www.propuu.fi),    где  финские  папы  Карло  строгают  из  поленьев  не  только  кукол,  но  и  посуду,  головоломки,  украшения,  скейтборды.  При  мастерской  работает  выставка  «Счастливое  дерево»  и  открыт  магазин  необычных  подарков —  тут  продаются  настенные  часы  из  березового  поленца,  в дупло  которого  «посажена»  механическая  кукушка,  деревянные  заколки  или  кубик,  который  можно  закопать  во  дворе  и  полить  —  через  пару  недель  из  него  вырастет  деревце.   

Государство  даже  приняло  программу  строительства  жилых  объектов  из  древесины.  Борцы  за  экологию  могут  быть  спокойны  —  в  Финляндии  за  десять  часов  вырастает  леса  больше,  чем  потребуется  для  строительства  за  год.

Крупнейшая  в  Скандинавии  мебельная  фабрика  «Иску»  находится  в  городе  Лахти,  что  в  часе  езды  на  электричке  от  Хельсинки.  С  продукцией  «Иску»  знаком  каждый  финн:  она  выпускает  парты  и  стулья,  которые  вот  уже  30  лет  стоят  во  всех  финских  школах.  Половина  жителей  города  работает  на  предприятии,  некоторые  — уже  не  одно  поколение.  Так  что  вбить  гвоздь  в  стену  или  сколотить  табуретку  здесь  может  каждый  мужчина.

«Сегодня  в  моде  «перепевки»  дизайна  1960—1970  годов, —  рассказывает  креативный  директор  фабрики  Антти  Олин.  —  В  нашем  музее  есть  кресло  1964  года,  придуманное  Куртом  Хутсийо.  Мы  поставили  ему  более  маневренные  колеса  —  и  сегодня  оно  снова  в  списке  бестселлеров!»  В  то  же  время  финские  мебельщики  чутко  отслеживают  новые  потребности  клиентов.  Например,  стали  выпускать  кресла  и  стулья  для  людей  высокого  роста  или  слабовидящих.  Антти  Олин  отмечает,  что  современная  офисная  мебель  становится  похожей  на  домашнюю.  Людям  хочется  уюта  даже  на  работе.  И  дерево,  самый  теплый  и  уютный  из  материалов,  с  триумфом  возвращается  в  бюро,  вытесняя  ДСП,  пластик  и  металл.  Изменились  только  технологии.  Раньше  заготовки  для  мебели  вырезали  вручную  из  цельного  куска  дерева,  а  теперь  тонкие  фанерные  листы  распиливают  по  «выкройке»  и  обрабатывают  высокой  температурой,  при  которой  они  легко  гнутся  и  формируют  каркас  любой  формы. «Одно  из  наших  ноу-хау  —  офисный  стул  с  сиденьем  в форме  седла.  Ни  спинки,  ни  подлокотников  у  него  нет,  но  сидеть  на  нем  очень  удобно  и  полезно  —  осанку  выправляет, —  хвастает  Антти  Олин. —  Находка  компании —  диван,  спинка  которого  передвигается  на  любую  сторону.  Еще  одна  идея —  стена,  к  которой  «клеятся»  мягкие  табуретки.  Захотел  посидеть  —  снял.  Надоело  сидеть  —  кинул  стул  в  стену,  и  он  «приклеился»  к  ней.  Это  экономит  место  и  выглядит  очень  эффектно.  Такие  пуфики  уже  заказали  школы  и  детские  сады». 

«Иску»  не  боится  экспериментировать  с  материалами.  Например,  сейчас  деревянные  поверхности  покрывают  не  лаком,  а  защитной  пленкой  «гарда»  —  она  пропускает  кислород,  позволяя  дереву  дышать,  и  при  этом  экологична  в  производстве  и  использовании.  Недавно  начали  работать  с  композитом  —  в  прошлом  году  из  него  сделали  500  тысяч…  стульев.  И  с  успехом  их  продали.

Несмотря  на  холодный  климат,  финны  не  любят  кричащих  расцветок,  уверены  маркетологи  «Иску».  Диваны  серого  цвета  здесь  продаются  лучше  красных.  Ведь  экологичность  мебели  для  скандинавов  —  составляющая  ее  красоты.  Стулья  и  столы  из  спрессованных  бумажных  отходов  разлетаются,  как  горячие  пирожки.  Их  легко  узнать  по  темным  крапинкам,  «оспинкам»  прошлых  перерождений. 

Мебельщики  активно  используют  и  материал  из  отходов  обувного  производства  —  так  называемую  эко-кожу,  или,  выражаясь  производственным  языком,  «ткань  с полиуретановой  пропиткой».  На  ощупь  эта  полимерная  пленка  ничем  не  отличается  от  кожи  натуральной,  но  при  этом  «ни  одно  животное  не  пострадало».  Дизайнер  Кайя  Аалто,  один  из  немногих  оставшихся  на  фабрике  в  сезон  отпусков,  показывает  выкройки  кресла  на  отрезе  эко-кожи:  «Видите,  свободного  места  нет?  Из  тех  кусочков  обивки,  что  остаются,  мы  делаем  наполнители  для  пуфов  —  безотходное  производство!» 

Креативный  класс  в  стране  холят  и  лелеют.  Помимо  штатных  художников  крупные  фирмы  заключают  контракты  с  независимыми  дизайнерами  и  покупают  права  на  их  изобретения.  Фабрики  работают  с   фрилансерами  по  всему  миру.  Любой  может  прислать  свою  идею  на  почту  руководителю  креативного  отдела.  И  возможно,  ее  купит  гигант  вроде  «Иску».

Доход  «Иску»  —  более  160  миллионов  евро  в  год.  «С таким  оборотом  не  вкладываться  в  новые  идеи  глупо,  —  считает  Антти  Олин.  —  Мы  поддерживаем  самую  большую  в  стране  школу  дизайна,  каждый  год  устраиваем  конкурс  для  молодых  проектировщиков.  В  этом  году  его  победителями  стали  ребята  из  России,  Георгий  Морозов  и  Наталья  Веснянова  —  они  сконструировали  простые  и  удобные  кресла».  Их  эскизы  были  высоко  оценены  фабричными  мастерами,  да  и  сами  молодые  дизайнеры,  возможно,  переберутся  в  Лахти.

А  в  самом  Хельсинки  на  откуп  художникам  и  архитекторам  отдан  целый  район.  Богемный  квартал  Арабия  вырос  вокруг  отслужившего  свое  фарфорового  завода;  его  новым  центром  стал  филиал  университета  искусств  и  дизайна.  Теперь  здесь  «расквартировали»  художников  и  архитекторов.  Цены  в  магазинах  рассчитаны  на  творческую  молодежь,  а  кому-то  государство  даже  оплачивает  аренду.  «Обитатели  квартала  помогают  друг  другу,  это  очень  объединяет,  —  рассказывает  руководитель  центра  «Арабия»  Кари  Халинен. —  Студенты  идут  преподавать  в  школы  и  детские  сады  или  проводят  мастер-классы  у  пожилых  и  тяжело  больных  людей  —  в  Арабии  есть  и  дом  престарелых.  Мы  поддер­живаем  художников-пенсионеров.  Жители  собираются  на  совместные  ужины  или  воскресные  обеды  —  накрывают  столы  прямо  во  дворах».

Популярность  скандинавского  дизайна  во  всем  мире  объясняется  еще  и  политикой.  Скульптор  Антти  Алайне,  работающий  в  Арабии,  помнит  годы  послевоенной  «оттепели».  «Мы  быстро  оправились  от  последствий  Второй  мировой  —  уже  в  конце  1940-х  к  художникам  вернулось  вдохновение.  А  в  других  странах  Европы,  пострадавших  от  войны,  промышленный  дизайн  запаздывал.  На  Монреальской  промышленной  выставке  в  1950-м  финские  и  шведские  проекты  получили  несколько  главных  премий,  и  мир  заговорил  о  скандинавском  стиле  в  интерьере».

Сегодня  «дизайнер-проектировщик»  стоит  в  верхних  строчках  рейтингов  желаемых  профессий  для  молодых  финнов.  Уже  на  старших  курсах  вузов  они  регистрируют  свои  торговые  марки  или  присоединяются  к  штату  крупных  фирм.  «Сейчас  дизайнеров  в  Финляндии  стало  так  много,  что  не  все  из  них  могут  найти  работу  на  родине  и  вынуждены  уезжать  в  Англию,  Японию  или  Америку,  —  сетует  25-летняя  Катарина  Пакаринен,  участница  международного  форума  «Чувствуя  дерево»  в  городе  Лахти.  —  Делать  красивые  вещи  сегодня  не  просто  способ  самовыражения,  но  и  возможность  хорошо  заработать».  Впрочем,  остальному  миру  такая  утечка  творческих  мозгов  только  на  руку:  умение  скандинавов  сосредоточить  множество  функций  на  малом  пространстве,  их  любовь  к  экологичным  материалам  и  безотходному  производству  постепенно  меняют  интерьеры  планеты  к  лучшему.   

16.11.2012