Вход на «всемирную ярмарку тщеславия» охраняет скульптурная группа антропоморфных персонажей из овощей и фруктов. Четырехметровые великаны, одетые в пышные одежды эпохи Возрождения, с носами-грушами, щеками-помидорами и глазами-виноградинами. Миланский живописец XVI века Джузеппе Арчимбольдо и не подозревал, как прекрасно его задумка объединить портрет с натюрмортом подойдет к теме Экспо-2015 — «Накормить планету. Энергия для жизни».

143-м странам-участницам Всемирной выставки было предложено высказаться по поводу современных принципов питания. Тема богатейшая: еда за 200 тысяч лет существования человечества обросла «бородой» добавочных смыслов, и никто уже не воспринимает ее как просто источник калорий. Только самые бедные и ленивые страны воспользовались очевидностью и превратили свои павильоны в рестораны национальной кухни, путь к которым лежит через выставку-продажу изделий народных промыслов. Остальные, по примеру венценосных покровителей Арчимбольдо, «сделали свои парадные портреты из овощей»: используя метафорику продовольственного сектора, показали именно то, что хотели показать.

Смыслом китайского павильона стал не чай, не рис и даже не аппарат, дающий рекомендации по питанию на основании анализа роста и веса, а мультфильм о воссоединении внуков вокруг бабушкиного стола. Кроме светлой ностальгии и желания позвонить бабушке, зрители выносят из фильма мысль, что именно специфическая кухня заставляет китайцев держаться вместе, селиться рядом и всегда оставлять некий зазор в интеграции.

Австрия вместо павильона разбила влажный лес, имея в виду, что кормить планету скоро придется не только едой, но и свежим воздухом. Стоя на верхней галерее, можно рассматривать посадки в бинокль с функцией мгновенного узнавания объектов: достаточно подвинуть окуляр так, чтобы курсор совпал с точкой «i», и на экране появится подробная информация о растении. Когда в поле зрения попадают гуляющие по лесу туристы, значок «i» не появляется, но в этой деликатности видится намек: Австрия знает про вас все, даже если вы не думаете, что она вами интересуется.

Таиланд треть видеоматериала посвятил воспеванию короля. Тот не покладая рук трудится на сельхозработах: сеет, поливает, жнет, молотит. Человека демократического это видео настораживает, ведь из истории он знает: если политика вступает в фазу культа личности, значит, на полях дела плохи. И есть скоро станет нечего.

Мусульманские государства, упрекаемые в нарушении прав человека, сделали ставку на изображение женщин в университетских тогах и смеющихся детей. Так, видео-послом Оманского султаната стала студентка, получившая научную премию за вклад в пчеловодство.

Бельгия напирает на гидропонику, предлагая наборы для выращивания грибов в домашних условиях. Но нельзя забывать, что в Бельгии есть Антверпен, живущий алмазным промыслом. Поэтому вдоль рампы, ведущей посетителя к выходу, установлены витрины с произведениями ювелирного искусства — эмалированными вишенками с бликами из бриллиантов, устрицами из среза горного хрусталя, чайным пакетиком тончайшего платинового плетения с агатовыми «чаинками» внутри. Кто скажет, что это не имеет отношения к теме «Накормить планету», пусть первым бросит в Бельгию камень. Антверпенские мастера его отшлифуют, огранят и вставят в золотую оправу.

Для иллюстрации идеи взаимозависимости Бразилия протянула сквозь павильон сетку из корабельных шкотов площадью в половину футбольного поля. Перемещаться по ней непросто даже в одиночку, а в компании нескольких десятков человек становится испытанием для вестибулярного аппарата. Корды резонируют от каждого шага в радиусе четырех метров: чтобы двигаться по выбранной траектории, придется смотреть не под ноги, а по сторонам, и предугадывать движения соседей.

Швейцария устроила аттракцион неслыханной щедрости: наполнила типичными продуктами четыре 15-метровые башни и предложила посетителям брать столько, сколько хочется, ограничивая себя только мыслью о тех, кто придет следом. Люди выстаивают часовую очередь в надежде на сыр, шоколад, молоко альпийских коров и может быть даже — чем черт не шутит — непогрешимые часы. И не без разочарования узнают, что четыре столпа швейцарской агрокультуры — это яблоки, соль, вода и кофе.Читать дальше >>>