Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


Ярмарка тщеславия

Чем хвастаются друг перед другом страны в период войн, невозвратимых кредитов и террористической угрозы: репортаж со Всемирной выставки Экспо-2015 в Милане
текст: Дарья Князева
Дмитрий Трофимов
Вход на «всемирную ярмарку тщеславия» охраняет скульптурная группа антропоморфных персонажей из овощей и фруктов. Четырехметровые великаны, одетые в пышные одежды эпохи Возрождения, с носами-грушами, щеками-помидорами и глазами-виноградинами. Миланский живописец XVI века Джузеппе Арчимбольдо и не подозревал, как прекрасно его задумка объединить портрет с натюрмортом подойдет к теме Экспо-2015 — «Накормить планету. Энергия для жизни». 143-м странам-участницам Всемирной выставки было предложено высказаться по поводу современных принципов питания. Тема богатейшая: еда за 200 тысяч лет существования человечества обросла «бородой» добавочных смыслов, и никто уже не воспринимает ее как просто источник калорий. Только самые бедные и ленивые страны воспользовались очевидностью и превратили свои павильоны в рестораны национальной кухни, путь к которым лежит через выставку-продажу изделий народных промыслов. Остальные, по примеру венценосных покровителей Арчимбольдо, «сделали свои парадные портреты из овощей»: используя метафорику продовольственного сектора, показали именно то, что хотели показать. Смыслом китайского павильона стал не чай, не рис и даже не аппарат, дающий рекомендации по питанию на основании анализа роста и веса, а мультфильм о воссоединении внуков вокруг бабушкиного стола. Кроме светлой ностальгии и желания позвонить бабушке, зрители выносят из фильма мысль, что именно специфическая кухня заставляет китайцев держаться вместе, селиться рядом и всегда оставлять некий зазор в интеграции. Австрия вместо павильона разбила влажный лес, имея в виду, что кормить планету скоро придется не только едой, но и свежим воздухом. Стоя на верхней галерее, можно рассматривать посадки в бинокль с функцией мгновенного узнавания объектов: достаточно подвинуть окуляр так, чтобы курсор совпал с точкой «i», и на экране появится подробная информация о растении. Когда в поле зрения попадают гуляющие по лесу туристы, значок «i» не появляется, но в этой деликатности видится намек: Австрия знает про вас все, даже если вы не думаете, что она вами интересуется. Таиланд треть видеоматериала посвятил воспеванию короля. Тот не покладая рук трудится на сельхозработах: сеет, поливает, жнет, молотит. Человека демократического это видео настораживает, ведь из истории он знает: если политика вступает в фазу культа личности, значит, на полях дела плохи. И есть скоро станет нечего. Мусульманские государства, упрекаемые в нарушении прав человека, сделали ставку на изображение женщин в университетских тогах и смеющихся детей. Так, видео-послом Оманского султаната стала студентка, получившая научную премию за вклад в пчеловодство. Бельгия напирает на гидропонику, предлагая наборы для выращивания грибов в домашних условиях. Но нельзя забывать, что в Бельгии есть Антверпен, живущий алмазным промыслом. Поэтому вдоль рампы, ведущей посетителя к выходу, установлены витрины с произведениями ювелирного искусства — эмалированными вишенками с бликами из бриллиантов, устрицами из среза горного хрусталя, чайным пакетиком тончайшего платинового плетения с агатовыми «чаинками» внутри. Кто скажет, что это не имеет отношения к теме «Накормить планету», пусть первым бросит в Бельгию камень. Антверпенские мастера его отшлифуют, огранят и вставят в золотую оправу. Для иллюстрации идеи взаимозависимости Бразилия протянула сквозь павильон сетку из корабельных шкотов площадью в половину футбольного поля. Перемещаться по ней непросто даже в одиночку, а в компании нескольких десятков человек становится испытанием для вестибулярного аппарата. Корды резонируют от каждого шага в радиусе четырех метров: чтобы двигаться по выбранной траектории, придется смотреть не под ноги, а по сторонам, и предугадывать движения соседей. Швейцария устроила аттракцион неслыханной щедрости: наполнила типичными продуктами четыре 15-метровые башни и предложила посетителям брать столько, сколько хочется, ограничивая себя только мыслью о тех, кто придет следом. Люди выстаивают часовую очередь в надежде на сыр, шоколад, молоко альпийских коров и может быть даже — чем черт не шутит — непогрешимые часы. И не без разочарования узнают, что четыре столпа швейцарской агрокультуры — это яблоки, соль, вода и кофе. Чтобы подойти к павильону Франции, надо миновать пекарню с круассанами и грядки с помидорами и розмарином. Потолок строения завешен сковородами, бутылками вина и вязанками злаков, но центральными экспонатами страна сделала комплекты нижнего белья от начала прошлого века до наших дней. Непал привез в Милан настоящий индуистский храм во всем великолепии резьбы и позолоты — не хлебом единым, как говорится, жив человек, есть еще и духовная пища. Тем более что производительность страны не поспевает за ростом населения. Последние работы в павильоне были выполнены итальянскими добровольцами после того, как супервайзеры и основная группа рабочих уехали на родину после известия об апрельских землетрясениях, сокративших население на восемь тысяч… Русский павильон похож одновременно на танк и на единорога — в зависимости от того, относится ли смотрящий к России как к агрессору или как последнему оплоту нравственности, который обитает в чаще леса и дает приблизиться к себе только невинным девушкам. Внутри неспешные мужчины с непроницаемыми лицами наливают гостям тархун, квас и «Саяны», угощают кашей, блинами с икрой и пирогами с яблоком. Павильон подтвердил расхожие мифы о России: ее жители внешне неприветливы с незнакомцами, но расточительно великодушны по отношению к иностранцам, пришедшим без меча. Эта колонка выходит в момент, когда бульдозеры давят санкционный сыр на полигонах Белгородской области, и, как в революцию книги, горят в топках яблоки и грибы неправильного происхождения. Улыбкам аниматоров и лозунгам о взаимопомощи едва ли удается затуманить главную мысль выставки: еда стала рычагом для создания геополитических зависимостей. «Макдональдс», «Кока-Кола» и «Линдт» имеют свои филиалы наравне со странами-участницами. Да и кто посмеет отказать этим пищевым корпорациям в месте под миланским солнцем, если бюджет каждой из них в отдельности превосходит слитые в один котел бюджеты государств из павильонов «Рис», «Какао и шоколад», «Специи» и «Острова и морепродукты». То, что Россия решила слезть с иглы продовольственного импорта именно в момент Всемирной выставки, посвященной перераспределению продовольственных потоков и новой гастрономической этике, — не более чем совпадение. Но так получилось, что посыл русского павильона идеально вписался в злободневный контекст. Россия дает всему миру понять, что кормить ее не надо; более того — она сама всех накормит (наш павильон — единственный, где проходят регулярные бесплатные дегустации) и напоит (центром экспозиции стал гигантский дистилляционный аппарат, парящий в полумраке, словно дирижабль в ночном небе). Несмотря на угощения и на обшитый зеркальной нержавейкой «рог», делающий ожидание сплошной селфи-сессией, очереди на подступах к русскому павильону не наблюдается. Это бросается в глаза, ведь очереди на Экспо такие же длинные и бестолковые, как в Диснейленде. Обычно втиснуться в павильон средней интересности получается после 20 минут ожидания, но есть и рекордсмены: права осмотреть экспозицию Японии придется ждать час, Германии — 50-60 минут, ОАЭ — один час 20 минут. Отличает павильоны «долгого ожидания» то, что в них говорят не про прошлое с его драгоценным наследием, а про будущее во всем его научно-фантастическом блеске. При входе в Германию гостям выдают ничем не примечательные рифленые картонки, которые внутри павильона благодаря сенсорным улавливателям становятся многофункциональными джойстиками, персональными экранами и даже музыкальными инструментами. Достаточно поднести картонку к экспонатам, например, муляжам укрупненных семян, как на ней появится проекция растущего растения (с соблюдением угла зрения смотрящего!) и масса интересных фактов про него. Расположив волшебную картонку над информационной тумбой, можно наклоном вправо или влево выбрать интересующий текст и получить исчерпывающую презентацию на родном языке. Японская еда не только здоровая и сытная, но и фотогеничная. Поэтому в японском павильоне кажется вполне естественным предложение «есть глазами», которое во всех остальных вызывает мысль о том, что страны поскупились на дегустационные сеты. Японцы предложили новый концепт ресторана с электронным меню, новую гарнитуру из стола и стульев и новое использование палочек в комбинации с сенсорным дисплеем. Павильон Арабских Эмиратов привлекает не столько своей мультимедийной программой, сколько возможностью побродить по творению архитектурного бюро Нормана Фостера. Сразу после выставки сооружение станет очередным обязательным к посещению монументом в Абу-Даби. Высокие волнообразные стены из красноватого бетона с добавлением армирующего стекловолокна воссоздают склоны песчаных каньонов в эмиратских пустынях — мистер Фостер плотно сотрудничает с шейхами уже семь лет и успел хорошо изучить местные пейзажи. Парадные портреты, конечно, льстят натурщикам, искажая реальные черты в угоду их представлениям о красивом: один просит уменьшить нос, другой — увеличить, одному хотелось бы иметь губы пополнее, другому — потоньше. Но показушность Всемирной выставки не отменяет познавательности визита на нее, даже наоборот. Ведь самое интересное — понять, что каждая из стран в себе самой считает достойным преувеличения и хвастовства.
17.08.2015