Когда на 48-й секунде полета датчик скорости показывает 1173 километра в час, сквозь звук дыхания в шлемофоне пробиваются аплодисменты и крики: это поставлен новый рекорд скорости, и в центре управления полетом Red Bull Stratos не сдерживают эмоций. «Мы собираемся побить четыре рекорда, – заявил GEO Феликс Баумгартнер, когда только готовился к прыжку. – Это будет самый высокий в истории полет на воздушном шаре. Рекордная высота прыжка с парашютом. Самое быстрое и самое продолжительное свободное падение».

Герметичная капсула с парашютистом поднялась на высоту в 39045 метров на гигантском воздушном шаре. В стратосфере этот шар, наполненный гелием, раздуло до объема около миллиона кубометров: это почти в сто раз больше, чем у обычного воздушного шара, на котором катают пассажиров аэроклубы. Летательный аппарат для Red Bull разработала команда во главе с Артом Томпсоном, одним из конструкторов бомбардировщика-невидимки B-2.

Выпрыгнув из капсулы в специальном скафандре, Баумгартнер в конце концов разогнался до 1343 километров в час и преодолел звуковой барьер - спустя ровно 65 лет со дня, когда американский военный пилот Чак Игер впервые сделал это на сверхзвуковом самолете Bell X1. Предыдущий парашютный рекорд тоже был поставлен в середине прошлого века: еще один пилот ВВС США, Джо Киттинджер, в 1960 году прыгнул с 31-километровой высоты и успешно приземлился. Спустя 52 года он стал тренером Феликса Баумгартнера. Одно из достижений Киттинджера так и осталось непревзойденным: длительность свободного полета в 4 минуты и 36 секунд. Баумгартнер, который поднялся на восемь километров выше, раскрыл свой парашют чуть раньше.

«Главное – сохранять концентрацию внимания на всем протяжении полета. Ты не можешь совершить ни одной ошибки, иначе погибнешь», – объяснил GEO Баумгартнер. Нетренированный человек в жестких условиях полета условиях гарантированно потеряет сознание от перегрузок: набегающий воздух заставляет парашютиста вращаться вокруг оси со скоростью до 240 оборотов в минуту, и отток крови в этой естественной центрифуге может необратимо повредить мозг и лишить зрения. Пытаясь повторить прыжок Киттинджера, в 1960-е погибли советский пилот Петр Долгов и американец Ник Пьянтанида. А в 2000-е по техническим причинам не удался прыжок отставного полковника-летчика из Франции Мишеля Фурнье. geo_icon