Синий свитер с капюшоном и черный пиджак Сезаре Пеерена пахнут строительной пылью. 43-летний голландский архитектор любит сам работать на стройке. Раньше он помогал отцу искать в домах под снос те деревянные детали, которые могли бы еще пригодиться. Сегодня он встраивает в свои сооружения запчасти от самолетов, колеса от ветряных мельниц и спицы от зонтов. Еще в 1997 году вместе с приятелем Яном Йонгертом они основали в Роттердаме фирму «2012 архитекторов» и придумали проект Recyclicity – «Город из отходов»: вид архитектуры, который позволяет беречь ресурсы, потому что при строительстве задействовано вторсырье – вещи, бывшие в употреблении.

«Мы рассматриваем наше общество как единую экосистему, - говорит Пеерен. - Природа использует то, что есть под рукой. Птицы вьют гнезда из ветвей, которые лежат вокруг дерева». «2012 архитекторов» поступают так же: сначала они рисуют «карту сбора урожая» – обводят вокруг будущей стройки круг и собирают на этой территории вторсырье. С ним они экспериментируют и придумывают новые роли: так вещи со свалки спасают природу от разорения.

Дизайнерский дом из отходов

Их образцово-показательный проект воплощен в жилом квартале Роомбеек при Эншеде и стоит среди особняков: вилла «Вельпелоо», строение из проникающих друг в друга четырех параллелепипедов, с фасадом из темных, вертикально закрепленных деревянных балок и большими оконными проемами. Это дизайнерский дом. Глядя на него, трудно сказать, что снаружи он на 60 процентов, а изнутри на 90 процентов состоит их отходов.
На обивку фасада ушли 600 кабельных катушек с завода по соседству. Стальной каркас на 90 процентов состоит из металлолома с заброшенной текстильной фабрики. Подставки для фонарей сделаны из сломанных зонтов-тростей, которые удалось собрать благодаря объявлению. Ржавое железо и отработавшие свое ветряки (для башен детской площадки) – все это, согласно концепции «Города из отходов», может стать строительным материалом.

Сокращение выбросов СO2

Уже есть результат: если бы для строительства виллы «Вельпелоо» использовалась новая сталь, то для ее производства пришлось бы выбросить в атмосферу 24 тонны CO2. А так их получилось около трех. В общей сложности строительная отрасль в ответе за 36 процентов мировых выбросов CO2; наряду со сталью львиная доля приходится на энергозатратное производство цемента. Архитекторы будущего должны изменить ситуацию, научиться творить из того, что есть в наличии. Архитектурные критики хвалят в проекте «нетрадиционное использование материала и форм» как «базис новых, привлекательных возможностей строительства».

Коллега Пеерена Ян Йонгерт стоит перед кафе-баром на архитектурном факультете в Дельфте. Этот бар - тоже проект архитекторов-авангардистов, дом-коробка площадью десять квадратных метров, стены которого как мозаика составлены из списанных окон. «Мы спасли их, когда сносили «Черную Мадонну», самый отталкивающий пример социального жилья в Голландии», - делится Йонгерт.

Он рассказывает, как все начиналось. Йонгерт издавал вместе с Пеереном архитектурный журнал в Техническом университете Дельфта, а жили они в одном районе в Роттердаме. Узнав, что владелец собирается снести 19 домов на их улице, они заключили сделку с городом: архитекторы дешево отремонтируют дома, если за это им позволят жить там до 2012 года. Свой первый офис они отделали собранными материалами.

„Надо прислушиваться к материалу“

Когда места стало не хватать, они переехали в офис побольше. Раньше этот бетонный параллелепипед постройки 1970-х был рестораном. «Это не наш стиль, - говорит Пеерен, - но в отличие от многих коллег у нас другой подход: они сначала придумывают дизайн, а потом подбирают материалы. У нас материалы задают дизайн. Надо к ним прислушиваться». Старые столы и стулья даже и не подумали выбрасывать. У барной стойки расставили пассажирские кресла из самолета. Настил пола выложен квадратными рекламными щитами Chanel. А длинный рабочий стол на втором этаже - бывшая ресторанная вывеска.Читать дальше >>>