Каждый рассвет житель Вьетнама встречает с чашкой свежезаваренного кофе. И так уже почти полтора века. Кофейные традиции давно слились с историей страны воедино. Ароматный напиток для вьетнамцев — не только ежедневная утренняя церемония и возможность иметь неплохой заработок. Кофе — это, прежде всего, национальная идея.

Одно из главных ежегодных событий во Вьетнаме — фестиваль Буонметхуот в центре провинции Даклак. Это кофейная столица Вьетнама не на слуху у туристов: сказывается неудачное месторасположение и отсутствие хороших дорог — поезда так совсем туда не ходят. Несмотря на это, каждый год в марте небольшой Буонметхуот разрастается до невиданных по вьетнамским меркам размеров. В это время сюда съезжаются кофейные магнаты и гурманы со всего мира — кофе пьют  литрами, а сделок совершают на миллиарды местной валюты. К слову, Вьетнам — страна миллионеров: средняя зарплата здесь — четыре — пять миллионов вьетнамских донгов (примерно 200 — 250 долларов по курсу). Тысячные и двухтысячные купюры настолько незначительны, что их редко дают даже на сдачу в магазине, часто заменяя конфетой.

…Они просыпаются раньше петухов. Розовая полоска на горизонте еще не видна. Цветы не распустили свои бутоны. Еще не наступила дневная жара и приходится укутываться в теплую одежду. Мужчины, женщины и дети пробираются на свои рабочие места, в кофейные заросли. Их практически не слышно. Только едва шелестят кусты. Так начинают свой день сборщики кофейных ягод. Их можно сосчитать по количеству вьетнамских шляп нонла, конусообразные макушки которых торчат из зарослей. Плетение шляп — одно из национальных вьетнамских ремесел. Нонла сделаны из соломы и пальмовых листьев, сверху их часто покрывают текстилем или шелком, а в дождливых районах — полиэтиленом, чтобы шляпа защищала не только от солнца, но и от влаги. В горах Вьетнама сезон дождей продолжается девять месяцев в году, а в период сбора урожая дождь идет практически постоянно. Поэтому на головах сборщиков — шляпы, на теле — плащи, ноги же спрятаны в высокие резиновые сапоги. Если в горном Вьетнаме вы встретите группу людей в таком обличье, то, скорее всего, перед вами — кофейные фермеры. Горожане не носят деревенскую обувь, даже когда лужи по колено — чтобы не ассоциироваться с крестьянами. 

Кофе растет исключительно на склонах. А горы во Вьетнаме занимают три четверти территории страны. На плоскогорье Тэйнгуен находятся основные производственные  плантации совокупной площадью почти 640 тысяч гектаров. На северном плато выращивают вид робуста, на южном — арабику. Территорию между собой поделили не люди, а растения. «Robusta» с латыни переводится как «сильный». Конголезский кофе — довольно неприхотлив, может расти на низкогорье, начиная от 500 метров над уровнем моря. Также он устойчив к болезням и вредителям, поэтому урожайность этого вида гораздо выше, нежели чем арабики. Для сравнения: в экспорте из Вьетнама доля робусты составляет 80 процентов, остальные 20 процентов приходятся на аравийское зерно. Арабика, хоть и более ароматна и изысканна, слишком капризна. Этот вид не выносит тропической жары, растет лишь в горах не ниже тысячи метров, а осадков в зоне возделывания должно быть не менее 1300 миллиметров в год.

В горах, где и дом родной, и плантации в шаговой доступности, фермеры работают ежедневно с раннего утра до позднего вечера. Отсыпаются во время дневной сиесты, которая длится три часа, а то и более. Ежедневный монотонный труд на кофейных плантациях — семейный бизнес для малых коренных народностей Вьетнама. С насиженных мест эти люди никуда не выезжают. Привычный уклад нарушать никто не спешит, да и добиться успеха за пределами родной деревни непросто: высшее образование горные вьетнамцы обычно не получают, иностранных языков не знают, хотя государство выделяет квоту на обучение крестьян. Смысл жизни для малых народов, кажется, обозначен в крылатой фразе Пушкина: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Тхыонги — общее название народов плоскогорья Тэйнгуен. Всего в их число входят двадцать восемь этнических групп. Горцы верят в существование духов и одушевленность природы. Неучи по европейским меркам, эти люди могут похвастаться энциклопедическими знаниями о кофе.

Кофейные войны, или почему Наполеон III решил завоевать ВьетнамЧитать дальше >>>