Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


В зеленом тумане

Московский парк «Коломенское», площадь которого 390 гектаров, разделен на две части глубоким Голосовым оврагом. С одной стороны находится «парадная» часть парка, с аккуратными дорожками и музейными экспонатами, а с другой — заросшее, заброшенное кладбище, обширные пустые поля и деревенские дома с припаркованными во дворах тракторами и «поливалками»
текст: Юлия Земцова
wikimedia.org / Панорама сёл Коломенское и Дьяково. 1797-й. Акварель Джакомо Кваренги

Не все туристы, приезжающие к знаменитому храму Вознесения Господня в Коломенском, решаются пройти сложный и долгий путь вниз через овраг, а затем снова наверх, чтобы добраться до церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи и погулять по полям, раскинувшимся на высоком берегу Москвы-реки.

Самые ранние письменные упоминания о селе Коломенском относятся к первой половине XIV века. О нем говорилось в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты. По преданию, здесь поселились жители города Коломны Рязанского княжества, бежавшие поближе к Москве от орды хана Батыя. На территории нынешнего заповедника было и еще одно старинное поселение — село Дьяково. Первое упоминание о нем относится к 1401 году, однако археологи и историки, изучавшие эту мест­ность в XIX веке, установили, что люди жили здесь еще в глубокой древности — в VII–V веках до нашей эры.

Найденное здесь Дьяково городище дало название целому пласту археологической культуры раннего железного века — дьяковской.
Археологи обнаружили многочисленные остатки лепной керамики, орудий труда и охоты, следы древних построек. Сейчас Дьяково городище — это высокий холм пирамидальной формы, на одном из склонов которого находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, старинный архитектурный памятник эпохи Ивана Грозного.

С именем этого царя, самого знаменитого из Рюриковичей, связана и дальнейшая история Коломенского. Отец Ивана Грозного, московский князь Василий III, в честь рождения долгожданного сына выстроил здесь церковь
Вознесения Господня — уникальное сооружение, вошедшее впоследст­вии в список величайших архитектурных творений человечества.

Правда, историки до сих пор спорят о том, был ли этот храм моленным — то есть тем, где князь молился о появлении наследника — либо обетным, возведенным для благодарения бога за уже исполнившуюся мечту о сыне. В пользу первой версии свидетельствует тот факт, что церковь возводилась в 1528–1532 годах, а наследник Иван Васильевич родился в 1530 году.

Храм, похожий на нераскрывшийся бутон белоснежного цветка, стал одним из первых каменных шатровых храмов в России — вместо традиционного купола вершина его представляет собой «шатер». Считается, что архитектором мог быть итальянский зодчий Пьетро Франческо Аннибале, названный в русских летописях Петром Фрязиным. Однако точных сведений о том, что это был именно он, пока не найдено. Согласно летописным источникам, освятил церковь 3 сентября 1532 года митрополит Даниил в присутствии князя
Василия III, княгини Елены и их сына Ивана.

«Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего
в Руси», — писали летописцы об этом рукотворном чуде.

Высота храма составляет 62 метра — по тем временам он считался просто огромным. Однако его внутреннее пространство крайне невелико — чуть более ста квадратных метров, и это, наверное, является главной неожиданностью для современных туристов. Зато впечатляет просторная открытая галерея, построенная снаружи: с ее второго яруса открываются прекрасные виды и на саму усадьбу, и на живописные берега Москвы-реки.

Для русской архитектуры тех лет такая галерея — вещь нетипичная, а для церквей тем более. В архитектуре этого здания сплелись и традиционно русские мотивы, и элементы Ренессанса и готики.

В 1994 году церковь Вознесения в Коломенском была внесена в Cписок всемирного наследия ЮНЕСКО.

Некоторые историки считали, что в подвалах этого необычного храма могла храниться знаменитая библиотека Ивана Грозного. Однако реставрационные работы и детальное изучение здания не подтвердили эту гипотезу: ничего подобного в Коломенском найдено не было.

А реставрация и ремонт, проводившиеся здесь в советское время, принесли уникальной церкви немало проблем. В 1970-е при строи­тельстве бетонной набережной Москвы-реки рабочие засыпали грунтом часть родников. В результате берег заболотился, образовались промоины, и под церковью Вознесения начались оползни.

Наблюдения, проводившиеся в 1970–1990 годы, показали, что здание храма расколото осевыми трещинами на четыре части. Во время последней реставрации в 2003–2007 годах эти трещины были попросту заделаны кирпичом. Современные историки, следившие за ходом работ, неоднократно писали о том, что многие детали здания в процессе ремонта оказались утеряны. Так, например, есть версия, что были полностью уничтожены деревянные конструкции крыш над папертями.

Но главное — эта реставрация так и не помогла историкам найти ответ на основную загадку Коломенского: какому архитектурному гению мы обязаны появлением этого уникального храма. На протяжении веков церковь Вознесения считается непревзойденным шедевром и входит в число самых знаменитых архитектурных ансамблей мира. Но никто так и не знает, кто же все-таки подарил миру такую красоту.

Надо отдать должное прежним московским властям: за прошедшие полтора десятка лет они сумели превратить парк «Коломенское» в одну из главных достопримечательностей столицы. Огромная территория, некогда представлявшая собой типичный советский «парк культуры имени отдыха», в 2000-е заметно преобразилась и приобрела музейную строгость.

Начала развиваться и отдаленная территория парка. В 2010 году там был воссоздан дворец царя Алексея Михайловича Тишайшего. Сейчас это памятник скорее культурного, а не исторического значения, потому что его архитектура и интерьеры были созданы практически без реальной документальной опоры, на основе литографий и рисунков.

Этот деревянный дворец, при жизни царя считавшийся «восьмым чудом света», был разобран по указу императрицы Екатерины II, и его детальных описаний не сохранилось. В нынешнем виде это железобетонная конструкция, облицованная бревнами.

Но здание добросовестно выполняет свою главную миссию: многочисленные указатели, ведущие к постройке, завлекают гостей в «дальнюю» часть «Коломенского», делая ее более оживленной. Кроме того, в этой части парка ежегодно проводятся ярмарки меда, куда съезжаются пасечники и продавцы со всей страны. Там же выстроили и ресторан, где по выходным часто можно увидеть свадебные гуляния москвичей и гостей столицы.

А вот живописный Голосов овраг в «Коломенском» многолюден всегда. Это место считается одним из самых таинственных и мистических в Москве. По легенде, тут проскакал на коне сам Георгий
Победоносец, неся людям весть о своей победе над змеем.

В том месте, где копыта его коня якобы коснулись земли, образовались родники, чьи воды наполнили ручей на дне оврага. Говорят, что даже в суровые морозы он не замерзает, и температура воды круглый год держится на уровне плюс четыре градуса.

Здесь же, на дне оврага, находятся два больших древних камня, сохранивших окаменевший рельеф морского дна. Людская молва приписывает им чудодейственные свойства. Один из них называется Гусь-камень. Считается, что он исполняет желания всех прикоснувшихся к нему мужчин. А другой — Девичий камень — вроде как «помогает» преимущественно женщинам.

О том, насколько велика слава об их волшебной силе, наглядно свидетельствует очередь желающих прикоснуться к этим камням. К тому же экскурсоводы приводят сюда организованные группы туристов, и обычным посетителям порой приходится ждать удобного момента, чтобы подойти к древностям. Простого прикосновения страждущим мало: подавляющее большинство стремится на эти камни сесть — и замереть, повторяя в уме заветное желание...

Добавляют мистики и легенды о туманном зеленоватом свечении, которое якобы то и дело видят в овраге. Даже в путеводителях по «таинс­твенной Москве» можно встретить истории о том, как в зеленом тумане «Коломенского» у очевидцев отчего-то начинают барахлить фотоаппараты. И, дескать, именно поэтому зафиксировать таинство никому не удается.

Если чудодейственность коломенских камней — это исключительно вопрос веры, то легенды про туманы и испарения выглядят довольно реалистичными. Четыре года назад вблизи заповедника активисты «Гринпис» нашли... свалку радиоактивных отходов. Представители «Коломенского» долго открещивались от нее, объясняя, что «вблизи территории» это не значит «на ней». Однако радиация, как и людская молва, не признает границ, поэтому до сих пор вокруг парка витает ореол не самого подходящего места для прогулок с точки зрения экологии.

07.12.2015