Не все туристы, приезжающие к знаменитому храму Вознесения Господня в Коломенском, решаются пройти сложный и долгий путь вниз через овраг, а затем снова наверх, чтобы добраться до церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи и погулять по полям, раскинувшимся на высоком берегу Москвы-реки.

Самые ранние письменные упоминания о селе Коломенском относятся к первой половине XIV века. О нем говорилось в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты. По преданию, здесь поселились жители города Коломны Рязанского княжества, бежавшие поближе к Москве от орды хана Батыя. На территории нынешнего заповедника было и еще одно старинное поселение — село Дьяково. Первое упоминание о нем относится к 1401 году, однако археологи и историки, изучавшие эту мест­ность в XIX веке, установили, что люди жили здесь еще в глубокой древности — в VII–V веках до нашей эры.

Найденное здесь Дьяково городище дало название целому пласту археологической культуры раннего железного века — дьяковской.
Археологи обнаружили многочисленные остатки лепной керамики, орудий труда и охоты, следы древних построек. Сейчас Дьяково городище — это высокий холм пирамидальной формы, на одном из склонов которого находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, старинный архитектурный памятник эпохи Ивана Грозного.

С именем этого царя, самого знаменитого из Рюриковичей, связана и дальнейшая история Коломенского. Отец Ивана Грозного, московский князь Василий III, в честь рождения долгожданного сына выстроил здесь церковь
Вознесения Господня — уникальное сооружение, вошедшее впоследст­вии в список величайших архитектурных творений человечества.

Правда, историки до сих пор спорят о том, был ли этот храм моленным — то есть тем, где князь молился о появлении наследника — либо обетным, возведенным для благодарения бога за уже исполнившуюся мечту о сыне. В пользу первой версии свидетельствует тот факт, что церковь возводилась в 1528–1532 годах, а наследник Иван Васильевич родился в 1530 году.

Храм, похожий на нераскрывшийся бутон белоснежного цветка, стал одним из первых каменных шатровых храмов в России — вместо традиционного купола вершина его представляет собой «шатер». Считается, что архитектором мог быть итальянский зодчий Пьетро Франческо Аннибале, названный в русских летописях Петром Фрязиным. Однако точных сведений о том, что это был именно он, пока не найдено. Согласно летописным источникам, освятил церковь 3 сентября 1532 года митрополит Даниил в присутствии князя
Василия III, княгини Елены и их сына Ивана.

«Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего
в Руси», — писали летописцы об этом рукотворном чуде.

Высота храма составляет 62 метра — по тем временам он считался просто огромным. Однако его внутреннее пространство крайне невелико — чуть более ста квадратных метров, и это, наверное, является главной неожиданностью для современных туристов. Зато впечатляет просторная открытая галерея, построенная снаружи: с ее второго яруса открываются прекрасные виды и на саму усадьбу, и на живописные берега Москвы-реки.

Для русской архитектуры тех лет такая галерея — вещь нетипичная, а для церквей тем более. В архитектуре этого здания сплелись и традиционно русские мотивы, и элементы Ренессанса и готики.

В 1994 году церковь Вознесения в Коломенском была внесена в Cписок всемирного наследия ЮНЕСКО.

Некоторые историки считали, что в подвалах этого необычного храма могла храниться знаменитая библиотека Ивана Грозного. Однако реставрационные работы и детальное изучение здания не подтвердили эту гипотезу: ничего подобного в Коломенском найдено не было.

А реставрация и ремонт, проводившиеся здесь в советское время, принесли уникальной церкви немало проблем. В 1970-е при строи­тельстве бетонной набережной Москвы-реки рабочие засыпали грунтом часть родников. В результате берег заболотился, образовались промоины, и под церковью Вознесения начались оползни.Читать дальше >>>