Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


В поисках «Аббатства Даунтон»

Как превратить британскую деревню в мировую кинозвезду? Подсказка: снять успешный телесериал
текст: Елена Соболева
Dutourdumonde Photography Shutterstock

Специалист сразу знает, что это Оксфордшир, а не Йоркшир, говорит гид Крис Джексон, обводя рукой двухэтажные каменные домики, увитые плющом: «Их выдает оттенок камня. Он, понимаете ли, немного светлее...» Словно в подтверждение стереотипов о Британии, под распахнутой курткой он носит шерстяной кардиган.

Деревенька Бамптон в графстве Оксфордшир в cта километрах к западу от Лондона известна сотням миллионов людей на планете. Хотя большинство из них об этом и не подозревают.

Двести миллионов зрителей — такова мировая аудитория поклонников сериала «Аббатство Даунтон», из которых только девять миллионов — британцы.

В Бамптоне снимают почти все уличные сцены. Подразумевается, что деревня расположена в двух шагах от замка Даунтон. Но на самом деле Бамптон и реальный замок Хайклер — прототип киношного «Аббатства Даунтон» — находятся не просто в часе езды друг от друга, они расположены в разных графствах! Киностудия «Илинг», где снимают часть сцен — в десятках километров от замка, а само место действия — и вовсе не соответствует реальному.

Действие сериала разворачивается в вымышленной усадьбе «Аббатство Даунтон» в графстве Йоркшир на севере Великобритании и изображает жизнь аристократического семейства Кроули и их слуг в эпоху короля Георга V — первая сцена фильма датируется 1912 годом. Семейство получает известие о катастрофе «Титаника», в которой гибнет единственный наследник графского титула — жених старшей дочери графа, леди Мэри. Под угрозой оказывается существование главного «героя» сериала — грандиозного дома семейства Кроули, аббатства Даунтон.

Не только весть о гибели «Титаника» затрагивает семейство Кроули, но и Первая мировая война, эпидемия «испанского гриппа» — во втором сезоне; формирование Ирландского Свободного государства — в третьем сезоне; борьба за права женщин и всеобщие выборы в Великобритании в 1923 году — в четвертом сезоне; «пивной путч» — в пятом. Великие события истории одно за другим оказывают влияние на жизнь британской аристократии, социальная иерархия уже не столь незыблема.

Создатель сериала — Джулиан Феллоуз, сценарист фильма «Госфорд-парк». В той картине он впервые «прикоснулся» к идее большого дома, в котором яркая и красивая жизнь обитателей верхних этажей обеспечена за счет труда подвала — людской, представляющей из себя отлаженную «фабрику» по производству удобств. Здесь кухарки готовят еду, лакеи проглаживают утюгом свежие газеты (чтобы их сиятельство не запачкали руки типографской краской), дворецкие сортируют целлулоидные воротнички (те, которые стали слишком жесткими графу, больше не годятся — их можно отдать бедным), горничные пришивают оторванные пуговицы к нарядам дочерей графа. И все слуги прерывают свой ранний завтрак, когда звонит колокольчик под именными табличками — это проснулась леди Мэри и желает умыться...

Этот сериал — костюмированная драма в стиле постановок по романам Джейн Остин. Но в отличие от века Джейн Остин, он гораздо ближе по времени к современному зрителю. Его герои передвигаются не в экипажах, а в автомобилях и на поездах. Вдовствующая графиня в исполнении оскароносной Мэгги Смит еще с опаской относится к электричеству, но к концу второго сезона в доме уже есть телефон. Вы можете чувствовать запах этих перемен, они в воздухе. Современный мир ближе, так что жизнь героев гораздо более узнаваема для сегодняшнего зрителя.

Феллоуз резюмирует это чувство неминуемых грандиозных преобразований в начале сценария: «Солнце встает над аббатством Даунтон, освещая прекрасный дом и огромный парк. Вид такой безопасный, что кажется, этот образ жизни не изменится еще тысячу лет. Но так не будет».

«Прекрасный дом» — вымышленное аббатство Даунтон — существует на самом деле. Это замок Хайклер, родовое поместье графа и графини Карнарвон. Расположенный в южной Англии, в графстве Хэмпшир, он принадлежит семье Карнарвон с 1679 года. История этого места восходит к XIV веку, когда им владели уинчестерские епископы (отсюда и термин «аббатство»). Окруженный четырьмя сотнями гектаров парка, сам замок огромен — в нем около трехсот комнат. Обитатели говорят, что не знают, сколько их точно. (Как иронично сказала леди Карнарвон в интервью британской газете в 2010 году: «Если вы знаете, сколько у вас комнат, у вас не очень большой дом».)

Как и в большинстве аристократических поместий, верхние комнаты сохранены настолько хорошо, что почти ничего не пришлось менять для съемок, но людской больше не существует. Ни одно семейство Британии, кроме королевского, не может более позволить себе содержать такое количество прислуги, как в сериале. Граф и графиня Карнарвон и вовсе утверждают, что живут в замке вдвоем. Поэтому для сцен «нижнего этажа» создатели построили людскую на киностудии в шестидесяти километрах от замка. И сцены выше и ниже по лестнице иногда снимаются с разницей в несколько недель. Например, лакей Томас может быть снят покидающим кухню с тарелкой, но в столовой он появится только месяц спустя!

Замок Хайклер стал местом паломничества поклонников сериала — в основном из Китая и США. Когда в замке не снимают очередную серию, там наверняка проводят экскурсию. Очередь расписана на месяцы вперед, и нашей группе приходится довольствоваться поездкой по Котсуолдсу — городкам Бамптон, Суинбрук и Уитни, где снимали самые яркие и запоминающиеся сцены сериала.

Район Котсуолдс — часть графства Оксфордшир — так красив и пасторален, что нет ничего удивительного в том, что создатели сериала выбрали именно его. Он прекрасно сохранился — настолько, что для воссоздания атмосферы начала двадцатого века достаточно закрыть пару электрических проводов и убрать припаркованные автомобили. Сказалась и близость к Лондону — съемочной группе ездить сюда не так дорого, как в замок Хайклер. Хотя цвет камня, как утверждает гид, конечно, выдает его не северное, не йоркширское происхождение. Но это известно только узким специалистам по камню. Для остальных — здесь самая настоящая пасторальная Англия с крышами из каменной черепицы XVI века, поросшими зеленым мхом, с увитыми плющом стенами и оградами, сооруженными из этого самого спорного — «котсуолдского» камня. Светлые плоские булыжники просто положены друг на друга без всякого раствора и так и стоят уже несколько веков.

Некоторые здания в Бамптоне — пабы, магазины и почта — стали «героями» сериала.

В разных сериях не один раз мелькает вид с церковью на заднем плане. Здесь же находятся два паба «Утка и собака» и «Грэхем Армс» — на самом деле
частные дома, владельцы которых благосклонно уступают их на время съемок. В двух шагах от «пабов» расположено здание старой начальной школы, «играющей» роль деревенской больницы Даунтона. Сейчас здесь действует городская библиотека. Старенький библиотекарь с удовольствием вспоминает съемки: чуть ли не все жители Бамптона — около двух тысяч человек — несколько дней провели на улице. Никто не был против перепарковать свою машину.

«Мое любимое место тут, за углом, — Крис показывает на прикрепленную к стене дома урну для сбора собачьих экскрементов. — Каждый раз они вынуждены закрывать урну досками, превращая в почтовый ящик...» Удивительно, насколько мала улица, на которой проходят съемки. Все съемочное пространство — не длиннее двухсот метров: четыре в ряд стоящих дома, рыночная площадь и церковь.

«Бывает, что автомобиль снует по этой улице десять раз туда-сюда, а смонтировано так, будто он проезжает через весь город», — продолжает гид.

Центр Бамптона пронзен устремленным вверх шпилем Церкви святой Марии. Это готическое здание XII века «исполняет» роль церковного прихода святого Михаила в сериале. Оно стало площадкой для многих сцен, среди которых свадьбы, похороны и даже побег  из-под венца жениха леди Эдит.

Подлинность и внимание к деталям — секрет огромного успеха сериала. Если прислушаться, можно заметить, как в своей речи актеры старательно воспроизводят британский вариант английского, который был распространен до того, как на берега Темзы во времена Второй мировой вместе с солдатами из США пришли американизмы. Внимание к деталям жизненно важно — не в последнюю очередь потому, что среди миллионов зрителей обязательно найдутся критики, пытающиеся выявить сбои и исторические несоответствия. Консультантами на съемках часто выступают хозяева замка Хайклер — граф и графиня Карнарвон, следящие за манерами «слуг» и «хозяев».

Актер Дэн Стивенс, играющий красавца Мэттью Кроули — нового наследника, вспоминает, что пришлось переснять сцену, потому что он не встал, когда Вайолет, вдовствующая графиня, вошла в комнату. А еще он должен был научиться снимать шляпу, когда мимо проходит дама — привычка, вырабатывать которую пришлось довольно долго...

Поиск подлинной атмосферы привел создателей сериала на ферму Коджес. Фермерский дом викторианской эпохи — выдуманная ферма «Тисовое дерево», много раз появляющаяся в эпизодах четвертого сезона и служащая домом мистеру Дрю, фермеру-арендатору.

Ферма Коджес с шестью гектарами плодородной земли и садом расположена недалеко от Бамптона на берегу речушки Уиндраш, притока Темзы.  Простенькие каменные дома с коричневыми крышами. Лошадиные стойла, в которых висят хомуты. Деревянный курятник, к которому сбегаются пестрые куры. На кухне — печь, которую топят дровами, над огнем висит чайник, в углу стоит деревянный пресс для отжима белья. На стенах висят черные крышки громадных кастрюль. В этой простоте — бездна очарования. Фермерский быт начала двадцатого столетия сохранен максимально точно.

Ферма, веками принадлежавшая разным семействам, последние сорок лет — собственность совета графства, который устроил тут подобие музея. Его директор Колин Шоуни раскрывает тайны съемок сериала российским зрителям, для которых показ шестого сезона еще не начался: «Вы увидите, как леди Эдит садится на велосипед и приезжает сюда». И продолжает: «Ферма оказалась идеальным местом для съемок — практически ничего не пришлось менять».

Под петушиные крики Колин Шоуни проводит нас путем Мэри и Тома, которые приезжают сюда в шестом сезоне, чтобы решить будущее фермы. Вот повозка для сена, а вот стена сарая. На стене мощный прожектор — единственное, что приходится каждый раз маскировать.

В прошлом году восемьдесят человек из съемочной группы «Аббатства Даунтон» приезжали сюда четыре раза, каждый раз на пять дней. Остальное время ферма служит музеем крестьянского быта под открытым небом и местом отдыха для групп с детьми — многие приезжают сюда аж из Лондона, чтобы просто провести день на природе в окружении грушевых деревьев и посмотреть на кур и свиней. И на десятки фотографий со съемок, которыми увешаны стены.

Так почему же двести миллионов жителей планеты с упоением следят за жизнью семейства Кроули? «Все дело в ностальгии, — считает Колин. — Старая добрая Британия, аристократические манеры, жесткая классовая система — на это есть спрос в нашем стремительно меняющемся мире. Люди хотят стабильности, и ушедшая эпоха с лихвой ее предоставляет».

А хотят ли британцы, чтобы те времена вернулись? «О, нет! — качает головой гид Крис Джексон. — Скорее они думают: хорошо, что сейчас не так...»

09.06.2015