Специалист сразу знает, что это Оксфордшир, а не Йоркшир, говорит гид Крис Джексон, обводя рукой двухэтажные каменные домики, увитые плющом: «Их выдает оттенок камня. Он, понимаете ли, немного светлее...» Словно в подтверждение стереотипов о Британии, под распахнутой курткой он носит шерстяной кардиган.

Деревенька Бамптон в графстве Оксфордшир в cта километрах к западу от Лондона известна сотням миллионов людей на планете. Хотя большинство из них об этом и не подозревают.

Двести миллионов зрителей — такова мировая аудитория поклонников сериала «Аббатство Даунтон», из которых только девять миллионов — британцы. Сериал, вышедший на экраны в 2010 году, в январе этого года приступил к показу шестого сезона.

В Бамптоне снимают почти все уличные сцены. Подразумевается, что деревня расположена в двух шагах от замка Даунтон. Но на самом деле Бамптон и реальный замок Хайклер — прототип киношного «Аббатства Даунтон» — находятся не просто в часе езды друг от друга, они расположены в разных графствах! Киностудия «Илинг», где снимают часть сцен — в десятках километров от замка, а само место действия — и вовсе не соответствует реальному.

Действие сериала разворачивается в вымышленной усадьбе «Аббатство Даунтон» в графстве Йоркшир на севере Великобритании и изображает жизнь аристократического семейства Кроули и их слуг в эпоху короля Георга V — первая сцена фильма датируется 1912 годом. Семейство получает известие о катастрофе «Титаника», в которой гибнет единственный наследник графского титула — жених старшей дочери графа, леди Мэри. Под угрозой оказывается существование главного «героя» сериала — грандиозного дома семейства Кроули, аббатства Даунтон.

Не только весть о гибели «Титаника» затрагивает семейство Кроули, но и Первая мировая война, эпидемия «испанского гриппа» — во втором сезоне; формирование Ирландского Свободного государства — в третьем сезоне; борьба за права женщин и всеобщие выборы в Великобритании в 1923 году — в четвертом сезоне; «пивной путч» — в пятом. Великие события истории одно за другим оказывают влияние на жизнь британской аристократии, социальная иерархия уже не столь незыблема.

Создатель сериала — Джулиан Феллоуз, сценарист фильма «Госфорд-парк». В той картине он впервые «прикоснулся» к идее большого дома, в котором яркая и красивая жизнь обитателей верхних этажей обеспечена за счет труда подвала — людской, представляющей из себя отлаженную «фабрику» по производству удобств. Здесь кухарки готовят еду, лакеи проглаживают утюгом свежие газеты (чтобы их сиятельство не запачкали руки типографской краской), дворецкие сортируют целлулоидные воротнички (те, которые стали слишком жесткими графу, больше не годятся — их можно отдать бедным), горничные пришивают оторванные пуговицы к нарядам дочерей графа. И все слуги прерывают свой ранний завтрак, когда звонит колокольчик под именными табличками — это проснулась леди Мэри и желает умыться...

Этот сериал — костюмированная драма в стиле постановок по романам Джейн Остин. Но в отличие от века Джейн Остин, он гораздо ближе по времени к современному зрителю. Его герои передвигаются не в экипажах, а в автомобилях и на поездах. Вдовствующая графиня в исполнении оскароносной Мэгги Смит еще с опаской относится к электричеству, но к концу второго сезона в доме уже есть телефон. Вы можете чувствовать запах этих перемен, они в воздухе. Современный мир ближе, так что жизнь героев гораздо более узнаваема для сегодняшнего зрителя.

Феллоуз резюмирует это чувство неминуемых грандиозных преобразований в начале сценария: «Солнце встает над аббатством Даунтон, освещая прекрасный дом и огромный парк. Вид такой безопасный, что кажется, этот образ жизни не изменится еще тысячу лет. Но так не будет».Читать дальше >>>