Новости партнеров


GEO приглашает

19 мая на экраны выходит фильм «Прибой» — первый полнометражный документальный проект о российском серфинге. Один из создателей ленты, серфер и блогер Сергей Расшиваев, поделился, куда и как в России ехать любителям покататься на волнах


GEO рекомендует

Hisense — китайский бренд с почти 50-летней историей выходит на российский рынок и представляет линейку лазерных телевизоров, холодильников, стиральных машин и кондиционеров


Новости партнеров

В лабиринте познания

Ворота в подземный мир были заперты сто лет. Когда исследователям наконец разрешили их открыть, они обнаружили одно из крупнейших захоронений в Древнем Египте и каменную библиотеку, которой 2700 лет. Добро пожаловать в гробницу сановника Падиаменопе!
текст: Юрген Бишоф
Паскаль Мэтр

Путь в царство мертвых кажется бесконечным. Короткие узкие коридоры, соединяющие вереницу камер, уходят все глубже. В этом подземелье нет жизни. Но она есть на стенах, запечатлевших истории древних времен. Вот в свете ламп солнечная ладья пускается в свое ночное плавание по загробному миру, а вот бог смерти Осирис в компании бога солнца Ра и бога ветра Шу. А между рисунками — иероглифы, повествующие о правилах жизни в загробном мире и божественном суде.

Но как же дурно здесь пахнет! Ядовитый аммиак, выделяемый экскрементами миллионов летучих мышей, населявших этот подземный мир последние 2700 лет, глубоко въелся в камни и смешивается с воздухом. Приходится надевать противогазы.

В одном из коридоров создатель лабиринта оставил приветствие будущим посетителям: «О, живые, родившиеся и еще не родившиеся, да придут в эту гробницу, чтобы увидеть, что в ней. Бог Амон-Ра дарует вам долгую жизнь, ежели вы чтите бога и поправляете в этой постройке то, что разрушилось».

«Похоже, нас тут ждали», — улыбается 72-летний французский египтолог Клод Тронекер, почетный профессор Страсбургского университета. Вот уже 20 лет он исследует эту гробницу — крупнейший подземный погребальный комплекс в Долине царей и один из самых больших, когда-либо найденных в Египте.

«Здесь есть вещи, — говорит Тронекер, — которых больше нет нигде».

Некрополь аль-Асасиф находится к западу от Нила, на территории древнеегипетского мегаполиса Фивы, в окрестностях современного Луксора. Среди множества гробниц и святилищ у подножья горной гряды выделяется роскошный погребальный храм женщины-фараона Хатшепсут.

В нескольких сотнях метров к востоку от этого грандиозного сооружения и притаилась в скале та самая гробница-лабиринт TT33, в недра которой сейчас спускаются Клод Тронекер и его коллеги. TT в этой аббревиатуре означает Theban Tomb, «фиванская гробница».

TT33 была построена не для фараона, а для высокопоставленного вельможи Падиаменопе, о котором с его же собственных слов известно, что он был «первым жрецом», «толкователем святых книг» и отвечал за архив и церемонии при дворе фараона.

Благодаря статуе Падиаменопе, хранящейся в Египетском музее в Каире, исследователи знают, как он выглядел: приземистый мускулистый мужчина в расцвете лет, с круглой головой, маленьким ртом, довольно мягкими чертами лица и уже намечающимися залысинами. Известно, что Падиаменопе был женат, но никто не знает, когда именно он жил: в гробнице не обнаружено ни одного упоминания имени фараона, которому служил сановник. «Лишь по некоторым надписям и рельефам можно предположить, что Падиаменопе родился в 710-м и умер в 640 году до нашей эры, — говорит Тронекер. — А саму гробницу построили, вероятно, в 680 году до нашей эры».

Первые сообщения о захоронении еще в 1737 году опубликовал один английский священник.
А в конце XVIII века участники египетской экспедиции Наполеона даже отважились зайти в эти таинственные камеры. Но потревоженные летучие мыши погасили свечи, и некоторые из соратников Бонапарта не вернулись из лабиринта: кто-то, заблудившись в темноте, провалился в глубокие шахты, кто-то отравился аммиаком.

Только в конце XIX века немецкому египтологу Йоханнесу Дюмихену из Страсбургского университета удалось почти полностью описать это подземное сооружение. Правда, после смерти Дюмихена о нем снова забыли. А примерно в 1900 году доступ в гробницу номер 33 был вообще закрыт по распоряжению египетских властей.

Клод Тронекер, возглавив в Страсбурге ту же кафедру, что и Дюмихен, сразу же заинтересовался гробницей, окутанной легендами. Предположив, что закрытое на многие десятилетия неизведанное захоронение может сулить большие открытия, Тронекер в 2004 году добился разрешения открыть склеп Падиаменопе.

За малоприметной дверью в скале простирается подземный лабиринт с 22 камерами на трех уровнях, вырытых в скальной породе на глубине до 20 метров. «Длина лабиринта превышает 320 метров, а общая площадь TT33 составляет 1060 квадратных метров», — говорит Тронекер. Даже место последнего упокоения фараона Рамзеса II в соседней Долине царей меньше на 200 квадратных метров — и это притом, что, по словам Тронекера, в гробнице Падиаменопе все еще есть засыпанные шахты и неоткрытые камеры.

Однако усыпальница жреца уникальна не только своими размерами, но и рисунками и надписями, которыми испещрены стены захоронения. Общая площадь этих изображений — 2622 квадратных метра. На таком прост­ранстве можно разместить десять теннисных кортов! Впервые осветив стены лабиринта фонариком, Тронекер застыл в изумлении: его взору предстали тысячи символов и изображений, вырезанных или нарисованных на штукатурке. «Это меня потрясло», — вспоминает Тронекер. Вскоре он понял, что имеет дело с целой библиотекой, «копиями всей древнеегипетской «загробной» литературы. А многое из этого никто никогда не видел».

В подземной «библиотеке» Падиаменопе Тронекер нашел копии более древних текстов, написанных около 2350 года до нашей эры на стенах погребальных камер внутри пирамид. Он разбирал «Книгу врат» и «Книгу пещер» и уже в первых камерах гробницы увидел «Книгу мертвых» — своего рода путеводитель по царству мертвых, составленный около 3550 лет назад. В ней собраны наказы и особые заклинания для тех, кто предстанет перед посмертным судом, где покойник должен заручиться поддержкой своего сердца, которое древние египтяне считали вместилищем разума: «Сердце мое, не действуй против меня перед богами! Приветствую тебя, о сердце!»

В самом центре захоронения Тронекер обнаружил текст «Книги Амдуат», в которой описаны путешествия бога солнца Ра по загробному миру. Потом еще одну книгу и еще.

«Гробница номер 33 — крупнейший литературный архив древнеегипетской цивилизации! — не скрывает восторга исследователь. — Столь хорошо сохранившихся текстов, да еще и скомпонованных по времени их создания, больше нигде нет».

Эти находки позволяют ученым лучше понять образ мыслей древних египтян, для которых могила была не только последним местом упокоения, но и домом для души. Строительство гробницы было самым главным «проектом» в жизни древнего египтянина, подготовкой к путешествию в загробный мир. Падиаменопе рядом с дверным проемом написал, что ему хорошо в его гробнице, «любимом месте».

Но почему в гробнице собрана целая библиотека? Кто должен был читать все эти тексты? И с какой целью?

Падиаменопе жил в эпоху войн. В начале VII века до нашей эры в дельту Нила с севера вторглись ассирийцы, захватив древнюю столицу Мемфис и потеснив фараона, правившего в Верхнем Египте. Преодолеть кризис древним египтянам помогло обращение к своей славной истории. Были вновь переписаны древние сочинения, восстановлены прежние культы, в моду вошли исторические изображения. Падиаменопе тоже предстает в своей гробнице в одеяниях и с прическами из разных эпох.
По словам Тронекера, «и сама гробница — калейдоскоп различных архитектурных стилей, своего рода демонстрация достижений египетского погребального зодчества».

Портики в районе входа характерны для архитектуры того времени. За ними находится имитация могильного сооружения времен Нового царства — перио­да между 1550-м и 1070 годом до нашей эры. Далее большая лест­ница ведет направо к величественной усыпальнице с каменным саркофагом — эта погребальная постройка характерна для периода пирамид, который продолжался примерно с 2700-го по 2170 год до нашей эры. Иначе говоря, те, кто когда-то бродили здесь в свете факелов, совершали путешествие в прошлое, в историю египетской культуры.

Получается, вся эта огромная могила — музей погребальной культуры Древнего Египта?

«Да. Я уверен, — говорит Тронекер, — что Падиаменопе создал общественный музей. Можно сказать, он был первым египтологом». Впрочем, в некоторые уголки этого «музея» посторонним вход был запрещен. Большой четырехугольник в центре сооружения был заперт и защищен заклятием. «Сюда допускались только приверженцы и жрецы местного божества Монту, — объясняет Тронекер. — Это их молитвенная комната. А каменный квадрат в центре — кенотаф, копия символического надгробия бога мертвых Осириса в Абидосе». В то время Абидос был главным местом паломничества в Египте. В нишах стояли фигуры богов, а стены украшали тексты из шести различных книг.

А для самого Падиаменопе нашлось место среди этой музейной загробной роскоши? «Его мумия, — говорит Тронекер, — покоилась в особо секретном месте».

Шахта, ведущая к кенотафу, уходит на глубину около семи метров. Далее коридор ведет в помещение, в конце которого находится еще одна шахта. По ней можно спуститься в склеп. «Здесь были личные покои мертвеца», — объясняет Тронекер. В задней стенке склепа — потайной ход, ведущий наверх, в зал высотой около пяти метров и площадью почти пятьдесят квадратных метров: это погребальная камера, стены которой тоже украшены текстами и барельефами. Под этим залом Тронекер и нашел собственно могилу Падиаменопе, маленькую камеру в форме гроба: «Здесь, вероятно, и лежала мумия покойного».

Мумия исчезла, как и все приданое, которое когда-то полагалось умершему для путешествия через тысячелетия. Зато остались литературные сокровища.

«Хорошо бы, — делится своей мечтой Тронекер, — снова превратить этот дворец мертвых в то, чем он когда-то был — в музей».

Пожалуй, это слишком дорогостоящая мечта. И поэтому она реальна не больше, чем плавание на солнечной ладье по загробному миру.

11.12.2015