Новости партнеров


GEO приглашает

Бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на посещение городских достопримечательностей —  карта Jerusalem City Pass сэкономит вам время и деньги


GEO рекомендует

Бренд Röndell дополнил ассортимент посуды из нержавеющей стали эргономичным набором  Savvy - RDS-940


Новости партнеров

Улыбка бесплатно

Швейцарцы успешно экспортируют гостеприимство — редкий сегодня ресурс
текст: Дарья Князева
фото: Федор Савинцев

«Вы не знаете, что в школе принято ходить в костюмах и при галстуках? Прачечная — такой же класс, как компьютерный или кулинарный. Прощу вас на этот раз, но чтобы в следующий были одеты как положено!» — Роза-Мария Банненберг на испанском языке отчитывает первокурсника, явившегося на занятия по глажке в спортивном костюме и кедах. С Розой-Марией не забалуешь — она атакует с колумбийской решительностью, не вытравленной ни швейцарским гражданством, ни немецкой фамилией, ни мягчайшим французским, на котором она разговаривает большую часть времени.

Роза-Мария работает в прачечной Лозаннской школы гостиничного дела. Точнее, она — профессор прачечной науки: учит первокурсников отмерять верную дозу порошка в стиральную машину, растягивать на гладильном станке непокорные рубашки, раскатывать локтями простыни. В разговорах со студентами она играючи жонглирует тремя языками. Как, впрочем, и студенты, которые кроме родного языка должны легко владеть английским и французским, — преподавание ведется на обоих одновременно.

Этажом выше коллега Розы-Марии, Флоранс Рей, объясняет трем будущим яппи в белых халатах алгоритм уборки ванной комнаты. Флоранс, одетая в идеально сидящий деловой костюм, дидактически указывает розовой губкой на кафельную стену душевой кабинки. Ее надо мыть сверху вниз, слева направо, чтобы не было разводов. Зеркало нель­зя протирать флисовой тряпочкой, она оставляет на поверхности ворсинки. Да и вообще у тряпок есть принципы: чем интенсивнее цвет, тем грязнее поверхность, для которой она предназначена. Красные — для мытья пола, голубые — для полок, белые — для пыли на прикроватных тумбочках. Будущие менеджеры вникают и с серьезнейшими лицами задают уточняющие вопросы. «Какой водой мыть стекла и кафель?» — «Холодной! — тут же отвечает классная дама. — Во-первых, это экологичней, во-вторых, в горячей больше кальция, который оставляет налет».

Занятия по глажке, курсы уборки комнат, тренинги официантского мастерства и кулинарные уроки — все это есть в расписании студентов-первокурсников Лозаннской школы гостиничного дела. Следующие три года они будут практиковаться в более отвлеченных материях вроде финансов, маркетинга и управления бизнесом. Но в школе справедливо считают, что топ-менеджер должен знать основы всех черновых ремесел, чтобы не требовать невозможного от своих подчиненных.

Лозаннская школа возглавляет тройку лидирующих учебных заведений в секторе гостеприимства, причем все три находятся в Швейцарии. Но она единственная выдает диплом государственного образца и имеет сразу две аккредитации — при Ассоциации школ и колледжей Новой Англии и при Системе высших специализированных учебных заведений Западной Швейцарии. Из бакалавров лозаннской школы в индустрии гостеприимства остается меньше половины — остальные работают в крупнейших парфюмерных, транспортных и финансовых компаниях. Выпускников финансового — самого престижного — факультета рекрутируют компании Большой аудиторской четверки. Ведь кроме профильных знаний по финансам и управлению их сотрудникам важны личное обаяние и умение подать себя. А лозаннская школа славится мощной подготовкой в межличностных отношениях. Десять недель ученики тратят на то, чтобы научиться фиксировать взгляд на правильной точке между глаз, которая создает собеседнику ощущение внимательного выслушивания, чувствовать границу личного поля своего визави и не переходить ее, а главное — улыбаться, улыбаться, улыбаться.

 

Улыбка — самая искренняя и располагающая из всех, что вам доводилось видеть, — не сходит с лиц преподавателей и студентов. На второй день пребывания хмурые или строгие люди уже кажутся инопланетянами. Они, как правило, оказываются преподавателями, вызванными на замену, как, например, Густаво Родригес, помощник повара на учебной кухне. Он суров на вид, но это от сосредоточенности: школьный ресторан «Берсо-де-Сан» считается лучшим в округе. Столик на вечер надо бронировать за месяц. Если ошибиться в тонкости нарезки мандарина или степени прожарки цикория, то можно испортить вечер паре требовательных местных буржуа.

Сегодня новая партия первокурсников проходит муштру в ресторанном зале. Они уже в третий раз репетируют выход с подносами. У официанта, раскладывающего приборы перед соучениками со старших курсов, зашедшими сюда на обед, дрожат руки. «О, как мне знакома эта курица под фуа-гра, — горько вздыхает студент четвертого курса Кристоф Онейсер при виде появившейся перед ним закуски. — Сколько слез я над ней пролил в свое время. Даже не знаю, смогу ли я ее есть».

«Многие студенты в начале занятий впервые видят терку или разделочный нож, — говорит Патрик Биренс, шеф кухни «Берсо-де-Сан». — Но за шесть недель им надо создать свой рецепт, научиться воплощать его быстро и одинаково удачно». К сожалению, после такой школы жизни редко кто решает стать шеф-поваром — все-таки юноши и девушки приходят сюда в надежде занять высокий пост в гостиничном управлении. Их вдохновляют примеры Рето Уиттвера, управляющего сети «Кемпински», или Курта Риттера, председателя совета директоров группы отелей «Резидор», — оба выпускники лозаннской школы.

23-летний Илья Тювильдин приехал сюда из Тюмени. Он учится на финансовом факультете, у него амбициозные планы, которые, как и у многих сокурсников, не связаны с гостиничным бизнесом напрямую. Из мытарств подготовительного года, предшествующего началу бакалаврской программы, он с теплотой вспоминает занятие по дегустации вина, где студентов учили отличать купажи разных годов и регионов, и мастер-класс по курению сигар. «Все недокуренное после занятия можно было забрать себе. Мы с ребятами в кампусе основательно закрепили пройденный материал». Как бы ни сложилась жизнь, в России или за рубежом, он никогда не забудет, что синий костюм нельзя надевать с коричневыми ботинками — это азы самопрезентации, которым тоже учат на первом курсе.

Из речей выступающих на конференцияхпо гостиничному бизнесу в последнее время почти исчезло само слово «гостеприимство»: отели становятся финансовыми инструментами, эффективными или не очень. Директоров, заботящихся о комфорте постояльцев, замещают специалисты по управлению активами, которые выжимают отель как лимон и выбрасывают на помойку. «Но мы тут, в Швейцарии, остаемся немножко консерваторами. В то время как все вокруг торгуют брендами, мы стремимся научить наших студентов заботиться в первую очередь о комфорте гостей. Не себе в убыток, конечно», — говорит Фабиан Фреснел, новый директор по образовательной части Лозаннской отельной школы. Тем не менее в обучающих стратегиях школа идет в ногу со временем. Здесь есть свой «Киберотель», куда приглашают с лекциями специалистов по программированию в сфере гостиничного бизнеса. Есть класс маркетинга, где компьютеры подключены к новаторской базе «БрендКарма» — аналога системы «Блумберг» для отельеров: она помогает отслеживать и категоризировать все упоминания о гостинице в интернете в режиме реального времени. С помощью школьных ресурсов выпускники готовят бизнес-проекты по заказам крупнейших гостиничных сетей, и их наработки нередко применяют на деле.

В Лозанну ежегодно приезжает около 400 абитуриентов из 55 стран. Год обучения стоит около 35 000 франков вместе с проживанием. «Среди нас есть молодые люди из обеспеченных семей, но никто не встает в позу, когда на первом году учебы нам всем приходится мыть туалеты», — говорит студентка школы Дафни Сарно, мечтающая работать организатором событий в сфере медиа. Вряд ли ей когда-нибудь пригодится умение драить унитаз, но косвенно оно очень способствует тому, чтобы научиться находить общий язык с людьми. Это занятие прекрасно лечит от снобизма, который, по ощущениям Фабиана Фреснела, незаметно охватывает сектор гостеприимства.  

24.05.2011