Все остальное время для стоящего на трассе зрителя эта многодневная гонка существует только на экранах телевизора или планшета. Но именно ради этих «живых» мгновений сотни тысяч людей со всего мира приезжают во Францию, за неделю становясь лагерем на обочине трассы. Ни дождь, ни отсутствие бытовых удобств не останавливает тех, кто влюблен в велоспорт. И на это есть весьма убедительные причины.

Проводящаяся уже 102-й раз многодневка «Тур де Франс» — самое важное в мире состязание, для поклонников велоспорта затмевающее даже Олимпийские игры. 3630 километров, разделенных на 21 этап. 22 дня гонки, из них всего два дня отдыха. Без малого две сотни спортсменов. А также тысячи других участников, чью работу крупным планом редко показывают телекамеры — тренеров, механиков, массажистов, врачей, судей, волонтеров.

Оказавшись в закрытом парке, где перед стартом появляются вереницы из командных трейлеров и автомобилей с велосипедами на крыше, видишь, как работают шестеренки отлаженного механизма гонки. В том числе, и в буквальном смысле — тут и там механики готовят велосипеды к старту, смазывая цепи и настраивая бортовые компьютеры. Техники устанавливают спутниковые чипы. Командный автобус — святая святых. Тут гонщики готовятся к старту. Доступ прессы в автобус строго запрещен. Но владелец российской команды Tinkoff Saxo Олег Тиньков сделал исключение для GEO. Когда видишь на расстоянии вытянутой руки смущенного молодого человека в велотрусах, примеряющего новую веломайку, вовсе не представляешь себе, что это тот самый Петер Саган, признанный одним из сильнейших велогонщиков современности и фаворитом нынешнего Тура. Но очень скоро он преобразится — сядет на свой байк и промчит 189 километров за 4 часа 39 минут, показав второй результат на этапе Аррас — Амьен Метрополь.

Наблюдать за стартом гонщиков — значит, не оказаться раньше них на финише. Поэтому дожидаться старта мы не стали — и вслед за «рекламными» автомобилями отправились на дистанцию на автомобиле сопровождения Skoda. Чешская марка уже 12 лет является спонсором Тура, предоставляя организаторам 250 машин! Возглавляющий пелотон «красный автомобиль» директора гонки Кристиана Прюдомма отличается от стандартных моделей: 190-ти сильный дизельный Superb нового поколения оборудован специальными обтекателями, мощной четырехканальной радиостанцией, а также большим люком с электроприводом над задними сиденьями. Большинство команд также выбирают автомобили чешской марки. На «Тур де Франс» славное велосипедное прошлое Skoda и ее грандиозное автомобильное настоящее слились воедино.

С просторного заднего сиденья нового Superb гонка выглядит совсем не так, как по телевизору — особенно в тот момент, когда автомобиль оказывается между основной группой гонщиков и ушедшим в отрыв Пьер-Люком Перишо. На протяжении почти сотни километров, французу удавалось возглавлять гонку в одиночестве. Если, конечно, это слово применимо к спортсмену, окруженному машинами сопровождения и мотоциклистами с видеокамерами, едущими сквозь толпы зрителей под одобрительные крики. Которые, впрочем, совершенно не слышны самому гонщику — настолько высок градус его внутренней концентрации.

«Проще не будет, ты просто будешь быстрее». Трехкратный победитель Тура Грег Лемонд знает, о чем говорит. Для спортсменов выступление в Туре является главным шансом в жизни, а победа — пиком карьеры. По словам велосипедного амбассадора Skoda, победителя Тура 1987 года Стивена Роша, в былые годы тренировочный процесс спортсменов меньше зависел от тренеров и докторов, было больше самостоятельности. Но все равно — в момент прохождения дистанции любой спортсмен, как и прежде, находится наедине с самим собой, своим телом. Подсказки от тренеров по радио могут быть полезными в тактическом плане, но вряд ли помогут ехать быстрее.

Несмотря на статус важнейшей мировой велогонки, «Тур де Франс» — мероприятие скорее не спортивное, но культурное, социальное. Не меньшую роль, чем спортсмены и их команды, в нем играют болельщики. Они стоят на протяжении всей трассы, проходящей через уютные городки и пшеничные поля. Когда-то здесь грохотали танки, и это не фигура речи — эти места были ареной сражений Первой мировой. Как хорошо, что сегодня тут гремят только мирные баталии…Читать дальше >>>