Розовый ирокез или классическое каре, фриковый комбинезон или строгий костюм, 12-летняя школьница или парочка нетрадиционной ориентации – не важно, важна только страсть к электронной музыке. И сложно представить, что бы еще могло объединить всех этих людей. Три дня и три ночи подряд они слушали электронику, танцевали и неизменно запивали это все пивом из фирменного стаканчика.

Барселонский «Сонар», проходивший  с 16 по 18 июня, - это своего рода языческое действо. Бог тут один – музыка, жрецов в лице исполнителей и ди-джеев несколько десятков, поклонников – тысячи. Да и музыка похожа на языческие песнопения: ритмичная, энергичная, не имеющая мотива. Если бы у древних были диджейские пульты, они бы, наверное, играли что-то в духе электроники. Но сами ди-джеи придерживаются другого мнения: они считают, что электроника в принципе ничем не отличается от классической музыки. Глубокомысленность, сложность, идейность и гармоничность – все это в ней есть. Что ж, им виднее.

Дневной «Сонар» был, правда, похож на фестиваль музыкального искусства – по крайней мере он был оригинален. Мартин Мэссиер из Калифорнии (SewingMachineOrchestra) играл на культовых швейных машинках «Зингер», где в место ткани были установлены датчики. Музыкой в привычном понимании этого слова такой набор звуков назвать сложно, но в зрелищности ему не откажешь. Интересно выглядело выступление японцев DaitoManabe, которые делали музыку лицом. Действительно, лицом. На лбу, на носу, на щеках, на скулах и веках у них стояли датчики. Каждое мимическое движение – звук. Звуки эти, правда, получались довольно невежливыми и били по ушам, но оригинальности исполнителей надо отдать должное.

Большим удивлением было услышать среди постоянных битов звуки скрипки, арфы и фортепьяно. Немецкий TheBrandtBrauerFrickEnsemble кроме диджейского пульта использовал классические инструменты, хотя и они играли почти электронную музыку. То есть музыкальные инструменты имитируют диджейский пульт, который имитирует игру музыкальных инструментов. Видимо, рано или поздно все правда вернется к истокам и хитами будут песни, например, индейцев.

Электронщики пишут и латинскую музыку, и даже хип-хоп. Мексиканец AEIOE, награжденный премией Латинская Грэмми, исполнял музыку в особом стиле: это смесь рока, мексиканского фолка, и, конечно, электроники. Пожалуй, это единственная музыка, где зал не просто переминался с ноги на ногу (под электронику-то в набитом зале по-другому и не потанцуешь), а действительно танцевал. Петь можно было на выступлении MatadorRockers из Испании, то есть петь не в привычном смысле этого слова, а хором проговаривать слова – группа читала рэп, или пела хип-хоп, что по сути одно и то же.

Ночной «Сонар» не отличался таким разнообразием форм. На огромных площадках выступали M.I.A., KatyB, СutCopy – самые, пожалуй, известные электронщики. Но это уже нельзя было назвать музыкальным фестивалем – все просто танцевало. На всех площадках и под одинаковую музыку. Сотни людей дружно двигались в ритм, благо, ритм у этой музыки несложный. Это было высшее проявление ночной жизни Барселоны: обычно такие дискотеки разбросаны по разным клубам города, а тут весь город собрался на одну – на «Сонар». Наверняка, в этот день клубы пустовали. 

В ночной программе участвовали два наших, российских, ди-джея – Mujuiceи DZA. Mujuiceбольше тяготел к классике электроники, да и просто к классике – в его композициях было слышно что-то от Шостаковича, смешанного с техно (хотя Шостакович бы, наверное, удивился такому сравнению). Московский электронщик Саша Холенко (DZA), вернувшись из Берлина,  приехал на «Сонар» с новой программой. Она довольно сложная, и, как говорит сам Саша, ни перед одним фестивалем он не репетировал так много, как перед «Сонаром».

Вообще-то «Сонар» - это не только фестиваль электронной музыки, но и мультимедиа искусства, которого, честно говоря, было немного. Хотя диджейский пульт – тоже произведение  этого самого искусства. На выставке пультов был один, насквозь прозрачный, такое электронное стекло. Работает  как настоящий пульт, только без кнопок – с сенсорным экраном.  Производители говорят, что это будут хитом наступающего сезона, а ди-джеи скептически замечают, что они не хотят, чтобы их работа была настолько прозрачной – в обоих смыслах этого слова.

На самом деле, остается  только удивляться терпению испанцев, не любящих электронную музыку. «Сонар» проходил в центре города, более того, две его площадки располагались в «МАКБЕ» - Барселонском музее современного искусства. Вокруг – крепко приклеенные друг к другу жилые дома, стены которых тряслись от громкости музыки. Звуки электроники были слышны далеко за пределы фестивальной площадки, так что ее, затерянную среди кварталов, было несложно найти без карты. И темпераментные испанцы это все терпели.  geo_icon