Гигантская стройка посреди Германии заморожена из-за маленького жука, сообщает сайт журнала Spiegel. Радикальную реконструкцию городского вокзала Штутгарта с самого начала сопровождали митинги экологов, которые требовали сохранить в неприкосновенности старинный Замковый парк. Однако исход дела решили не парковые деревья, а тот, кто их ест - отшельник обыкновенный, исчезающее насекомое, неожиданно найденное на территории стройки.

Трехсантиметровый жук, обитающий в основном в Восточной Европе (и, в частности, в России), занесен в международную Красную книгу. Его личинки пожирают гнилую древесину и не дают таким образом разрастаться опасным грибкам. Его численность резко сократилась из-за вырубки лесов, прежде всего дубовых рощ. А в Замковом парке жуки облюбовали липы и платаны, которые по плану строительства уже частично вырублены.

Строительство «Штутгарта-21» оценивается в 4,1 миллиарда евро (около 168 миллиардов рублей) и должно было продлиться целых десять лет, с 2010-го по 2019-й. Тупиковый вокзал Штутгарта решили превратить в сквозной транспортный узел и спрятать под землю, чтобы разгрузить тгородские магистрали. Из выкопанного для вокзала котлована редстояло откачать около семи миллионов кубических метров грунтовых вод: примерно столько воды потребляет за сутки вся Москва. Ради перекачки головокружительных объемов воды строители и покусились на парк: деревья должны были уступить место трубопроводу, фильтрационным колодцам и насосам.

Митинги протеста, которые начались еще в 2007 году, результатов не дали, но был проведен референдум. По его результатам, обнародованным 27 ноября 2011 года, строительство решили продолжать. Однако после того, как отшельник обыкновенный попался на глаза ученым, Союз по защите экологии и охране природы Германии обратился за поддержкой в суд. Там жалобу удовлетворили: суд потребовал обеспечить защиту животных и насекомых, которые могут пострадать от строительных работ. Особенно это касается исчезающих видов, находящихся под охраной. Помимо жуков экскаваторы и прочая техника могут потревожить птиц и летучих мышей.

Теперь федеральное железнодорожное ведомство должно разработать новый план откачки и утилизации грунтовых вод. Только после этого строительство возобновится. Корректировка проекта может занять до трех месяцев, и во сколько это обойдется - неизвестно.

Этот прецедент интересно сравнить с олимпийским строительством в Сочи. Хотя экологи и заявляли неоднократно, что вырубка пицундской сосны уничтожит и сами реликтовые рощи, и их обитателей, работы в Сочи так и не были остановлены. geo_icon