В тропическом лесу два исследователя наводят бинокли на крону пальмы, чтобы понаблюдать за сидящими на ней мартышками. Крупным планом - обезьяны. Затем - снова ученые. В одном кадре исследователи и животные вместе не появляются ни разу. Этот видеоролик американские школьники смотрят на уроках по медиобразованию (media education). И рассказывает он не о жизни в тропиках, а о приеме монтажа, который позволяет тележурналистам соединять в один сюжет несколько событий, произошедших в разных местах и в разное время.

Курс медиаобразования, разработанный в университете Род-Айленда (США) для старшеклассников государственных школ, ставит целью воспитать грамотную аудиторию СМИ, которая отличает мнения от фактов и не поддается манипуляциям. Для этого ученики вместе с учителями читают газетные статьи, слушают радио, смотрят телепрограммы и рекламные ролики - и вместе пытаются ответить на вопросы: зачем был создан этот материал? Какую позицию занимает автор? Как с помощью звукового сопровождения можно повлиять на эмоции зрителя?

Вот два сюжета об уличных протестах с одинаковым видеорядом. Разъяренные люди кричат, разбивают витрины магазинов и поджигают мусорные урны. Но в одном случае диктор с нейтрально-информационной интонацией сообщает: «Уличные протесты набирают силу. Люди понимают, что они могут добиться своих целей только таким способом». Во втором случае автор материала озлобленно скандирует: «Ты должен быть разгневан! Ты должен быть разгневан, как и я! В этой стране никто не может быть доволен!» Этот пример должен продемонстрировать, как с помощью закадрового текста и интонации журналист может выразить свое отношение к событиям, которые он освещает, сыграть роль стороннего наблюдателя или активного участника.

В статье «Почему мы должны полететь на Марс» из журнала Newsweek космическая экспедиция описана в романтическом ключе. Школьникам предлагают подумать над тем, какие у такого путешествия могут быть недостатки и кому оно может быть невыгодно. Предполагается, что ученики вспомнят о налогоплательщиках, на деньги которых будет организована экспедиция ценой в 4.5 миллиарда долларов.

В некоторых школах штата Мэриленд (США) грамотных потребителей информации начинают воспитывать еще в начальной школе. На уроках для самых маленьких предлагается, например, посмотреть ролик о том, почему в жизни гамбургеры не всегда такие красивые и аппетитные, как в рекламе. В таком видеосюжете можно увидеть, как булочку перед съемками рекламы украшают кунжутными семечками с помощью пинцета: чтобы они были распределены равномерно.

Согласно опросу, проведенному Американским институтом общественного мнения в сентябре 2011 года, 69 процентов граждан США считают, что предоставляемая газетами и телевидением информация зачастую недостоверна. 55 процентов американцев вообще не верят сообщениям СМИ или доверяют им в наименьшей степени.

Программа ЮНЕСКО по развитию медиаобразования во всем мире существует с 1980-х годов. В Новой Зеландии, Великобритании и Франции анализировать СМИ обучают в старших классах. А в Австралии и Канаде медиаобразование является обязательным предметом для всех школьников с первого по 12-й класс. По окончании курса учащиеся должны сдать экзамен. К примеру, канадским школьники на экзамене дают такое задание - описать типичного подростка, учителя или политика, основываясь только на публикациях СМИ. А затем поразмышлять вслух, соответствует ли этот образ действительности.

В российских школах медиаобразование - факультативный предмет, хотя в 2009 году Комиссия по образованию Мосгордумы предлагала сделать его обязательным для учащихся седьмых и восьмых классов. geo_icon