Десятки тысяч человек пострадали в результате серии банкротств турфирм этим летом — одни остались без отпуска и без денег; других выселяли из гостиниц, третьих досрочно вывозили домой на спешно арендованных самолетах МЧС. За последние месяцы прекратили работу полтора десятка турфирм, среди которых такие гранды как «Нева» и «Южный крест». Что происходит? А главное — куда податься бедному туристу? Как сделать так, чтобы после покупки путевки действительно улететь на курорт?

Кто виноват?

У острого кризиса на туристическом рынке России есть несколько причин.

Во-первых, из-за резкого ухудшения экономической ситуации в стране вырос курс евро и упала покупательная способность. Люди начали экономить — одной из первых статей сокращения расходов стал заграничный отдых. Туристы начали выбирать более дешевые варианты поездок или отказываться от отпуска за границей вообще.

Из-за повышения курса евро резко подскочила цена путевок — в среднем на треть по сравнению с прошлым годом. В результате еще в ноябре-декабре представители национальных туристических офисов стран ЕС в Москве в неофициальных беседах рассказывали о заметном снижении объемов бронирований и сокращении «глубины продаж».

В августе 2014 года падение продаж путевок достигло рекордных показателей — минус 25 процентов по сравнению с августом прошлого года!

Во-вторых, в апреле этого года правительство настоятельно рекомендовало сотрудникам «силовых структур» не ездить за границу. Это решение стало полной неожиданностью для всей отрасли — как-никак речь шла о более чем четырех с половиной миллионах человек, многие из которых предпочитали отдыхать за границей с семьями.

Отток такой массы клиентов подкосил туристический бизнес, а для некоторых фирм стал роковым. В особенности в городах, где живет много военнослужащих, — например, в Архангельске, Нижнем Новгороде и Перми.

В-третьих, разразившийся кризис выявил полное несовершенство закона «О туристической деятельности в РФ». В своей нынешней форме он был принят в спешке в мае 2012, после скандального банкротства компании «Ланта-тур Вояж». Тогда в разгар новогодних каникул за границей застряли четыре тысячи туристов — и потребовалось вмешательство правительства страны для спасения ситуации.

Принятый впопыхах закон возлагает всю ответственность на туроператоров — компании, формирующие полный пакет услуг, включающий в себя билеты, отели, трансферы, визовую поддержку, экскурсии и страховки. И в любых форс-мажорных ситуациях — будь то отмена рейса или путаница с ваучерами и визами — виноват именно туроператор, который отвечает за ошибки своих контрагентов — авиакомпаний, отелей и транспортных компаний.

В результате никто не может защитить туристов от банкротств туроператоров. И никто не гарантирует полный возврат потраченных денег. Юридически это не может даже Федеральное агентство по туризму. Глава агентства Олег Сафонов признается: повлиять на ситуацию с крахом туроператорского бизнеса его ведомство не в состоянии.

«У Ростуризма никаких методов давления на авиакомпании нет. Рычаги воздействия на туроператоров также отсутствуют. И к сожалению, государство в настоящее время может только постфактум узнавать об имеющихся у туроператоров проблемах», — говорит Сафонов чиновник в интервью еженедельнику «Компания».

Сафонов возглавил Ростуризм в мае этого года. До этого он никогда не работал в туристическом бизнесе. Последние пять лет он занимал должность заместителя директора «Уралвагонзавода» по экономике и финансам. Туроператоры уверены: он не эффективен в качестве кризисного менеджера и не знает специфики рынка.

«При прежних руководителях такого произойти не могло бы», — комментирует ситуацию в интервью журналу «Компания» генеральный директор «Тез Тура» Владимир Каганер. Он приводит пример: когда 30 декабря 2010-го объявил о банкротстве «Капитал-Тур», тогдашний глава Ростуризма смог лично уговорить авиакомпании выполнять полеты до конца новогодних каникул и вывезти всех туристов с курортов. Сегодня такого «благородства» ждать не приходится ни от отелей, ни от авиакомпаний.Читать дальше >>>