Можно стоять одной ногой на головке анкерного болта, почти целиком вкрученного в вертикальную, шершавую, до ободранных коленей и локтей, стену, а другой нащупать острый уступ в скале, которого хватит на край стопы. Можно тянуться изо всех сил к железной скобе-ступени, сделанной из согнутой арматуры. Или подтянуться на тросе. Но по мне, качающиеся, как качели, бревна, когда земля уходит из-под ног (и это не банальное словосочетание) — самые адреналиновые.

Франсуа, мой проводник из местного туристического офиса, вызвался показать каньон горной реки Дала. Река падает 50-метровым водопадом, разбиваясь посередине о скалу, и ровно в том месте переливается радугой. Дойти сюда можно пешком, прямо из Лейкербада — городка в швейцарских Альпах, известного как горнолыжный и термальный курорт. Минеральная вода бьет здесь буквально из-под земли, наполняя бассейны отелей живой водой температурой выше 30 градусов.

Над каньоном построена легкая металлическая пешеходная дорожка, больше похожая на бесконечный мост с ограждениями. Впрочем, здесь есть и настоящий подвесной мост длиной 21 метр, перекинутый через каньон. Ограждения скорее символические и каньон глубокий. Но страха нет. Может оттого, что пейзажи отвлекают, а может, оттого, что большую часть времени смотришь в видоискатель фотоаппарата.

На перевал Гемми из города поднимает фуникулер. На отметке 2350 метров над уровнем моря находится горный ресторан с балконом-террасой и смотровой площадкой — длинным стеклянным «языком», вынесенным далеко вперед над пропастью. За прозрачными ограждениями — волнующий пейзаж с панорамой Вилисских Альп, до французской Савойи. Монблан, Мишабель, пик Дауберхорн, Вальдштдубель и Гроссштрубель, Штегхорн и Риндерхорн, Бальмхорн и Дольденхорн... Под террасой видно «веревочную» лестницу — это элемент трассы «Виа Феррата» (Via Ferrata), которая проходит здесь, на скалах, нависших вертикальной стеной, на высоте 2300 метров. «Виа Феррата» построена для альпинистов и туристов-экстремалов, имеющих хорошую физическую подготовку и готовых на подвиг.

Ровно сто лет назад, в 1915-м, Италия вышла из Тройственного союза и присоединилась к Антанте (России, Франции и Великобритании), вступив в Первую мировую войну, против Австро-Венгрии и Германии. В Доломитовых Альпах проходила линия фронта. И тогда, чтобы перемещаться в горах и контролировать зону боевых действий там, где пройти кажется невозможно, военные построили виа феррата — что в дословном переводе значит «дорога, сделанная из железа». К отвесным скалам крепили металлические скобы и лестницы для стратегической переправы альпийских стрелков.

Так словосочетание виа феррата вошло в современный язык. Хотя, первая такая «дорога из железа» появилась в Австрии в сороковых годах XIX века, в горном массиве Дахштайн и название у нее было немецкое — Klettersteig. Впрочем, почему было? Оно и сейчас существует там, где говорят по-немецки.

После Первой мировой виа феррату освоили туристы, а после Второй мировой, когда исторические маршруты стали опасны, началось строительство новых, уже спортивных. Теперь в Альпах их насчитывается более тысячи.

В двадцать первом веке в Альпах каждый год появляется около пятидесяти новых трасс. В Швейцарию мода на такие маршруты пришла позже, но зато новые швейцарские маршруты считаются одними из самых современных. В Лейкербаде построена самая длинная трасса в стране — протяженность более двух километров, перепад высот один километр. Она оборудована тросом, к которому карабинами крепится специальная страховка. Для того чтобы пройти весь путь, понадобится восемь часов.

Есть и другая трасса — не такая длинная, но достаточно сложная и также требующая хорошей спортивной формы. Это скорее симбиоз виа ферраты и популярных веревочных парков — полосы препятствий. 800-метровая трасса начинается с веревочного моста длиной 65 метров. Вернее, это даже не мост, а натянутый трос, по которому нужно пройти над пропастью. Страховка-обвязка, чем-то напоминает штаны, где снизу, к поясу прикреплены ножные обхваты, а сверху крепятся два карабина — специальной динамической стропой с амортизатором, на случай срыва.

На вопрос «несчастные случаи на стройке были?» Инструктор отвечает — нет.Читать дальше >>>