330 году до н. э. Александр Македонский, уже властвовавший над огромными пространствами античного мира, получил письмо. «Во многих странах ты показал себя великим полководцем. Но теперь настало время подумать о соблюдении законов и строительстве городов», — говорилось в письме.

Автором этих строк был самый авторитетный мыслитель древности — Аристотель. Он тактично, но недвусмысленно советовал Александру прекратить военные походы и заняться мирным развитием своей империи. Только так он сможет обрести вечную славу: «Помни, что время властно над всем, оно изничтожает деяния, рушит творения и изглаживает память, за исключением того, что останется высеченным в сердцах людей любовью, и что они будут передавать из поколения в поколение».

Аристотель хотел убедить Александра Македонского, что тот завоевал уже достаточно стран. Наверное, философ был единственным человеком в окружении царя, обладавшим необходимым для этого влиянием.

Летописцы в течение столетий с восхищением писали об Александре и Аристотеле. Властелин и мыслитель. Покоритель мира и покоритель знаний. Один стремился к власти, а другой указывал путь к ней.

Бесспорно одно: Аристотель добился выдающихся успехов почти во всех сферах знания — в теории государства и поэтике, в логике и медицине, биологии и этике, риторике и психологии, в физике, химии и астрономии. И всеми своими знаниями делился с юным Александром, которого он обучал три года, заботясь о его духовном развитии.

Связь между философом и македонским двором возникла еще в то время, когда сам Аристотель был ребенком. Он родился в 384 году до н. э. в знатной семье в небольшом, но богатом городе Стагир. Жители Стагира, расположенного на полуострове Халкидики в Северной Греции, поддерживали тесные связи с соседней Македонией. Отец Аристотеля даже служил там придворным врачом. Вероятно, он брал сына с собой во время поездок в Македонию.

Родители постарались дать сыну лучшее образование. В 17 лет он переезжает в Афины и поступает на учебу в Академию философа Платона — самое известное учебное заведение Средиземноморья, по сути первый европейский университет.

Возле рощи, названной в честь мифического героя Академа, были построены читальный зал и библио­тека, а также аудитории для докладов, столовые и жилые комнаты. Обучение в Академии было бесплатным — Платон содержал ее на свои средства.

О сути вещей люди задумывались задолго до Платона и его учеников. Они стремились понять, как устроены Вселенная, Земля и жизнь на ней, пытались найти принципы, которым подчиняются явления в мире, искали первопричины природных феноменов.

Их любознательность была столь велика, что они задумывались даже о самом мышлении и о том, каким образом человек познает мир. Однако Платон превзошел всех прежних философов глубиной мыслей и силой своих аргументов.

Для Платона очевидно: достоверное познание возможно только через размышление. А тот мир, который мы воспринимаем нашими органами чувств, непостоянен и поэтому обманчив. Человеческое восприятие — всего лишь отпечаток чего-то истинного, вечного — того, что Платон назвал «идеями». А эти идеи человек способен распознать лишь благодаря разуму.

Для перевода разума из чувственной сферы в духовную Платон заставляет своих учеников усердно заниматься арифметикой, изучать правила геометрии и грамматики. Аристотель прилежнее других штудирует трактаты и записи лекций, всегда готов вступить в дискуссию, чтобы отстоять свою точку зрения.
Кроме того, он довольно резко критикует учение самого Платона.

Аристотель полагает, что слепая вера в разум — это пустая блажь. Ну разве может человек просто закрыть глаза и вообразить себе, как устроен окружающий мир? По Аристотелю, реально прежде всего то, что можно увидеть, попробовать на вкус, пощупать, понюхать и услышать. В отличие от Платона он полагает, что действительность не обманывает нас, что физические предметы и феномены существуют на самом деле, а не как отражения идей.

Аристотель не хочет блуждать в дебрях мифологии. Ему не нужен чистый духовный взгляд, в котором переплетаются реальность и воображение, истина и видимость. Он хочет в буквальном смысле слова «прикоснуться» к бытию — для Аристотеля основой познания является наблюдение за миром. Только восприятие может порождать мысли.Читать дальше >>>