Есть люди, которые все делают заранее, но я к ним не принадлежу. Уезжая из Москвы в Сидней, я понимал: вот-вот истечет срок действия водительских прав, выданных мне 10 лет назад. А в Австралии, как и во многих других странах, эта пластиковая карточка является чуть ли не основным внутренним документом, удостоверяющим личность – как внутренний паспорт в России.

Мне потребовались паспорт с визой, старое водительское удостоверение, контракт на аренду квартиры (чтобы подтвердить свой адрес) и банковская карточка. Всё! Никаких медицинских справок, никаких психо- и наркодиспансеров, никаких окулистов проходить не нужно. Если у тебя когда-либо были проблемы с наркотиками или головой, об этом и так имеется соответствующая запись в полицейской или медицинской базах данных. Что же касается зрения, то его проверяют прямо перед экзаменом в «Эр-ти-эй», местном ГАИ. Девушка на ресепшне попросила внимательно посмотреть в большое наклонное зеркало, которое висело у нее над головой, откинула створку шкафа у себя под ногами – и в зеркале я увидел светящуюся изнутри белую пластиковую доску с черными буквами. Точь-в-точь как в кабинетах наших окулистов. Прочел буквы на нижней строчке, в анкете появилась еще одна галочка – и я был допущен к экзаменам.

В Австралии права правам рознь. Здесь давно сообразили: опыт – вещь наживная, и приравнивать водителя, у которого десять лет стажа, к подростку, который взял десять занятий в автошколе, неразумно. Для получения «ученических прав» (Learner License) экзамен по вождению сдавать вообще не нужно. Считается, что вы еще до него не доросли. Нужно пройти только теоретический тест.

Удостоверение выдадут вместе с яркой желтой табличкой или наклейкой, которую придется прилепить на капот и багажник. Но далеко с такими правами не уедешь. Их обладатель обязан садиться за руль только в сопровождении владельца полноценных прав (например, с родителями). Не превышать скорость в 80 километров в час. Не разговаривать по мобильному даже с помощью гарнитуры. Иметь нулевой уровень алкоголя в крови. И соблюдать еще массу мелких ограничений. Наездил в таком режиме 120 часов – можно смело отправляться на экзамен по вождению, откуда выходят с «предварительными правами первой категории»(Provisional One) Но если вам нет 25 лет, ждать придется как минимум год.

Перейдя на следующую ступень, молодой австралиец ездит уже один, но не быстрее 90 километров в час. Потом сдает еще один компьютерный тест – на понимание опасных ситуаций. Он напоминает компьютерную игру, нечто вроде симулятора гонок. На мониторе вам под колеса будет бросаться женщина с коляской. Сбоку – прямо перед носом! – встроится нетерпеливый водитель. Еще придется совершить сложный поворот при оживленном движении. И так далее.

С «предварительными второй категории» (Provisional Two), которые выдадут по итогам теста, ограничений еще меньше. Главное из них – скоростное: ездить можно не быстрее ста километров в час. Через два года безаварийной езды можно наконец сдать финальный компьютерный тест – на получение полноценного водительского удостоверения (Full License).

Четырехступенчатая австралийская система во многом предотвращает то, что в России называют «аварией новичков». Известно, что в России человек ездит аккуратно первые месяцы или от силы год – просто потому, что чувствует себя за рулем беспокойно. Потом страх проходит и вместо него появляется обманчивая уверенность в собственных силах. Вообразив себя опытным водителем, новичок начинает лихачить. Это и приводит к авариям. Чтобы постоянно напоминать новичку о его скромном опыте, австралийцы и усложнили процедуру.

Разобравшись в этом хитросплетении правил, я получил неожиданный приз. Оказалось, что если ты раньше имел водительские права другой страны, то путь к заветной цели – «full licence” намного короче, чем у новичка. Мне предстоял только один компьютерный тест и экзамен по вождению.

Чтобы подготовиться, я скачал на айфон приложение , которое является точной копией теста.Читать дальше >>>