Новости партнеров


GEO приглашает

Летний фестиваль комедий «Итальянские истории» — продолжается в новом сезоне. Откроется он премьерой комедийного блокбастера — «Захочу и соскочу. Мастер-класс» Сиднея Сибилии с Эдоардо Лео и Гретой Скарано в главных ролях


GEO рекомендует

Чайник VITEK VT-7051 прозрачный, как вода, поэтому будет гармонично смотреться на любой кухне. Дополнительное преимущество модели — сертифицированный английский контроллер Strix. Благодаря ему чайник проходит не менее 3 000 циклов закипания и может прослужить в пять раз дольше обычного


Новости партнеров

Сдать на права в Сиднее

Блогер GEO Григорий Пунанов – про четыре этапа посвящения в австралийские водители
текст: Григорий Пунанов
Mercedes-Benz F-Cell Flickr

Есть люди, которые все делают заранее, но я к ним не принадлежу. Уезжая из Москвы в Сидней, я понимал: вот-вот истечет срок действия водительских прав, выданных мне 10 лет назад. А в Австралии, как и во многих других странах, эта пластиковая карточка является чуть ли не основным внутренним документом, удостоверяющим личность – как внутренний паспорт в России.

Мне потребовались паспорт с визой, старое водительское удостоверение, контракт на аренду квартиры (чтобы подтвердить свой адрес) и банковская карточка. Всё! Никаких медицинских справок, никаких психо- и наркодиспансеров, никаких окулистов проходить не нужно. Если у тебя когда-либо были проблемы с наркотиками или головой, об этом и так имеется соответствующая запись в полицейской или медицинской базах данных. Что же касается зрения, то его проверяют прямо перед экзаменом в «Эр-ти-эй», местном ГАИ. Девушка на ресепшне попросила внимательно посмотреть в большое наклонное зеркало, которое висело у нее над головой, откинула створку шкафа у себя под ногами – и в зеркале я увидел светящуюся изнутри белую пластиковую доску с черными буквами. Точь-в-точь как в кабинетах наших окулистов. Прочел буквы на нижней строчке, в анкете появилась еще одна галочка – и я был допущен к экзаменам.

В Австралии права правам рознь. Здесь давно сообразили: опыт – вещь наживная, и приравнивать водителя, у которого десять лет стажа, к подростку, который взял десять занятий в автошколе, неразумно. Для получения «ученических прав» (Learner License) экзамен по вождению сдавать вообще не нужно. Считается, что вы еще до него не доросли. Нужно пройти только теоретический тест.

Удостоверение выдадут вместе с яркой желтой табличкой или наклейкой, которую придется прилепить на капот и багажник. Но далеко с такими правами не уедешь. Их обладатель обязан садиться за руль только в сопровождении владельца полноценных прав (например, с родителями). Не превышать скорость в 80 километров в час. Не разговаривать по мобильному даже с помощью гарнитуры. Иметь нулевой уровень алкоголя в крови. И соблюдать еще массу мелких ограничений. Наездил в таком режиме 120 часов – можно смело отправляться на экзамен по вождению, откуда выходят с «предварительными правами первой категории»(Provisional One) Но если вам нет 25 лет, ждать придется как минимум год.

Перейдя на следующую ступень, молодой австралиец ездит уже один, но не быстрее 90 километров в час. Потом сдает еще один компьютерный тест – на понимание опасных ситуаций. Он напоминает компьютерную игру, нечто вроде симулятора гонок. На мониторе вам под колеса будет бросаться женщина с коляской. Сбоку – прямо перед носом! – встроится нетерпеливый водитель. Еще придется совершить сложный поворот при оживленном движении. И так далее.

С «предварительными второй категории» (Provisional Two), которые выдадут по итогам теста, ограничений еще меньше. Главное из них – скоростное: ездить можно не быстрее ста километров в час. Через два года безаварийной езды можно наконец сдать финальный компьютерный тест – на получение полноценного водительского удостоверения (Full License).

Четырехступенчатая австралийская система во многом предотвращает то, что в России называют «аварией новичков». Известно, что в России человек ездит аккуратно первые месяцы или от силы год – просто потому, что чувствует себя за рулем беспокойно. Потом страх проходит и вместо него появляется обманчивая уверенность в собственных силах. Вообразив себя опытным водителем, новичок начинает лихачить. Это и приводит к авариям. Чтобы постоянно напоминать новичку о его скромном опыте, австралийцы и усложнили процедуру.

Разобравшись в этом хитросплетении правил, я получил неожиданный приз. Оказалось, что если ты раньше имел водительские права другой страны, то путь к заветной цели – «full licence” намного короче, чем у новичка. Мне предстоял только один компьютерный тест и экзамен по вождению.

Чтобы подготовиться, я скачал на айфон приложение , которое является точной копией теста.

Начинается тест всегда одним и тем же вопросом, который не входит в число экзаменационных: «Чем грозит списывание?» Правильный ответ такой: удалят с экзамена и еще шесть недель не будут пускать на пересдачу. Но на самом деле тест сдается в такой обстановке, что подглядеть куда-либо просто невозможно. Компьютер, за которым отвечаешь на вопросы, находится в общем зале – можно сказать, у всех на глазах.

Задания в начале теста совсем легкие и даже смешные. Например: вы берете машину у друга, сиденье отодвинуто слишком далеко и вы с трудом достаете до педалей. Вы:

– попросите подушку

– оставите все как есть

– подкорректируете сиденье и зеркала так, чтобы вам было удобно.

Или такое: вы отправляетесь на вечеринку, где намереваетесь выпить. Какой самый безопасный способ добраться домой:

– пить поменьше и самому сесть за руль,

– не садиться за руль самому, но попросить кого-нибудь из участников вечеринки вас подвести

– заказать себе такси.

Дальше идут вопросы посерьезней, но если знать российские правила, то справиться можно легко. Отличий немного. Вот, например, вполне знакомая нашим водителям ситуация: загорелся зеленый свет, а перекресток забит другими машинами. Что делать? Ждать, пока перекресток освободится. В Австралии это правило, кстати, тоже соблюдают не все. Но большинство все-таки спокойно стоит. И главное – никто не сигналит сзади.

Самые сложные вопросы - про дорожные австралийские знаки. И местные правила относительно поведения после ДТП. Лучший способ разобраться в этом - просто отвечать на вопросы теста в любое свободное время – сделав ошибку, правильные ответы запоминаешь моментально.

Я ошибся один раз, не угадав очередной дорожный знак, и с облегчением выдохнул. Хотя на самом деле расслабился я рано. Провали я теорию, я мог бы пересдавать ее бесконечное количество раз. А вот на экзамен по вождению дается только одна попытка: не сдал - получи водительские права ученика и дальше мучайся четыре года, как самый обыкновенный австралийский школьник. Так что к делу я подошел со всей ответственностью. Даже зачем-то помыл нашу машину - экзамен на вождение здесь сдают на своих автомобилях.

Моего инструктора, крепкого усатого австралийца лет 50 с добродушным лицом школьного учителя, документы на автомобиль не заинтересовали вообще. В Австралии нет как такового свидетельства о регистрации, которое в России все возят с собой. Пока машину не объявили в угон, никому не интересно, кому она принадлежит и есть ли у вас право ей управлять.

45 минут вождения по относительно свободным сиднейским улицам прошли за приятной беседой. Инструктор спрашивал меня про особенности дорожного движения в Москве, периодически давая короткие и вежливые указания – куда поворачивать, где перестраиваться, и где парковаться. Пока я ездил по району, инструктор помечал что-то в специальном листочке. Ставил галочки, крестики, нолики и циферки.

Наконец мы молча вышли из машины, он ушел за стойку ресепшн, склонился над листком, который заполнял в машине, потом подозвал меня и с улыбкой кивнул: «Поздравляю, вы сдали экзамен. Сядьте вот на этот стул, мы вас сфотографируем и через 5 минут удостоверение будет готово».

Пока я ждал свою пластиковую карточку, от нечего делать снова зашел на сайт «Эр-ти-эй». Почитал немного и решил: после окончания очередного семестра пойду учиться водить мотоцикл. В Сиднее грех на него не пересесть: движение спокойное, парковки для мотоциклов бесплатные, дороги - тоже. Снега, ясное дело, нет.

21.09.2012