Белый камень словно светится изнутри. На ощупь — где шершавый, а где гладкий, как полированный мрамор. Ни один камень в кладке не похож по фактуре на другой — ветры и дожди меняют его структуру. Неужели этим сооружениям без малого девяти веков? Предполагали ли наши предки, что они простоят так долго?

Из-за морозов и влаги белокаменная кладка легко разрушается, за несколько лет белый камень сереет от дыма печей и пожаров. Строить из известняка в десять раз дороже, чем из гораздо более практичного кирпича. Известняк добывают в каменоломнях в земле вятичей на юго-востоке от еще не существующей Москвы. Оттуда до Владимира двести километров, а по рекам — все пятьсот. Камни везут где на лодках, где волоком, а зимой — на санях. После доставки камни еще нужно обтесать до идеальной гладкости.

Но все это не останавливает князей из младшей ветви Рюриковичей — Юрия Долгорукого и его сыновей Андрея и Всеволода. Когда в середине XII века Русь распадается на полтора десятка княжеств, а Киев теряет политическое главенство, Владимиро-Суздальские князья начинают строить храмы и резиденции из престижного «имперского» материала. Как в Европе.

Между тем в Киевской Руси строят из плинфы — тонкого плоского кирпича. Вместо подражания “матери городов русских” владимирские князья обращают свои взоры на Рим и немецкий Шпайер. И предпочитают строительный материал, популярный на романском Западе. «Это было осознанное политическое действие”, — уверена кандидат искусствоведения Магдалина Гладкая, реставратор и специалист по белому камню из Владимира. «Так закладывается тенденция к вхождению молодого Владимиро-Суздальского княжества в сообщество европейских государств». Впрочем, этот процесс «евроинтеграции» был на два с половиной века прерван монголо-татарским нашествием.

Сегодня в европейской части России сохранилось более пятидесяти белокаменных сооружений XII -XV веков. С 1992 года восемь из них (во Владимире и Суздале) внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первым в 1152 году был построен храм Бориса и Глеба в Кидекше — ныне деревне под Суздалем, а тогда резиденции Юрия Долгорукого. Внешне он прост — строгий куб с узкими окнами-бойницами и луковкой купола. Ни резьбы, ни пышного убранства. "Здесь впервые был использован декор универсального романского типа, - поясняет Магдалина Гладкая. — Ряд маленьких "арок", опоясывающих фасад, как в сотнях храмов Западной Европы». В этом декоре кроется загадка: кто строил белокаменные храмы — европейцы или русские зодчие, перенявшие западные традиции?

В 1157 году Юрий Долгорукий умирает. Его сын Андрей, разгромив Киев в 1169 году, провозглашает столицей Владимир. Здесь возводятся белокаменные Успенский собор (1160 год) и Золотые ворота (1164 год), в Боголюбове — резиденции князя — дворец и церкви Рождества Богородицы и Покрова на Нерли.

«План новой русской столицы соответствует принципам градостроительства Иерусалима: крест улиц, заключенный в круг крепостных стен, — продолжает Гладкая. — Центральная улица ведет к Успенскому собору, а открывают ее Золотые ворота, оборонительное сооружение и парадный въезд в город-храм». Ворота были настолько мощны, что в феврале 1238 года монголы предпочли не штурмовать их, а проломить соседнюю стену.

Сегодня это единственный подобный памятник во всей России. Мимо ворот по главной улице Владимира — Большой Московской — едут машины и автобусы. Чтобы защитить ворота от выхлопных газов, их покрыли слоем известковой затирки.

Главным храмом новой столицы становится белокаменный кафедральный Успенский собор, возведенный всего за три года (с 1158-го по 1160-й). Как и другие белокаменные сооружения, его строят “полубутовой кладкой”, когда возводят две параллельные стены из обтесанных блоков, а пустоту между ними заполняют обломками камня и известковым раствором. Таким же способом построены Собор Парижской Богоматери и собор в немецком Шпайере. В XV веке итальянский архитектор Аристотель Фиораванти выбрал именно этот храм в качестве образца для Успенского собора Московского кремля. По сравнению с первой церковью — Бориса и Глеба - усложняется фасадная резьба. Помимо аркатур появляются скульптурные композиции на библейские мотивы и … львиные маски — обычный узор католических соборов тех времен.Читать дальше >>>