Вы путешествуете на машине десять лет, были и на Кольском, и на Чукотке, и в пустыне. А летом этого года снова вернулись в Монголию. Почему?

Я был везде в радиусе семи дней езды на машине от Москвы, но в Монголии совершенно умопомрачительные пейзажи. С 2010 года я побывал здесь уже три раза.

О каком путешествии вспоминаете чаще всего?

О зимних экспедициях. Если Монголия и все остальные летние путешествия — это отдых, то поездки на Север — это вызов себе, болезнь на всю жизнь: пурга, северное сияние и никого вокруг на 500 километров. К некоторым поездкам мы готовились около девяти месяцев, продумывали, где брать топливо, снаряжали машины, ведь там нет дорог и экстремальные температуры. Больше всего запомнилась поездка на Таймыр в 2012 году. Это апогей, ярче, чем путешествие в Тибет, например.

Куда бы еще хотелось вернуться?

Опять на Север. В марте 2015 года мы снова туда отправимся. Подробнее пока не буду рассказывать.

Почему для путешествия вы выбираете самые безлюдные места?

Потому что там природа такая, какой она была последние десятки тысяч лет: по тундре ходят олени и никого не боятся, потому что никогда не видели человека, а из под колес разбегаются стада зайцев. Белые медведи ходят, опять же. Или едешь по пустыне и понимаешь, что на расстоянии 200 километров нет ни капли воды. Таких мест мало: есть только у нас в России, в Канаде и Австралии. Есть еще джунгли Амазонии, но это совсем другое. Хочется узнать, как работают люди в таких отдаленных местах, на метеостанциях, добывают нефть и газ в жесточайших природных условиях? Например, когда в Норильске ветер при минус 54 градусах мороза дует со скоростью 17 метров в секунду, то ощущается это как минус 100 градусов. Каждый год в пургу на Севере замерзает народ. Как жили на Чукотке 15 тысяч военных? В Якутии на месте тайги в 1950-е годы люди начали работать на карьере «Мирный». Как они смогли там обосноваться? Как прошел первый санно-тракторный поезд зимой по реке Лене? Мы много общаемся с людьми, которые встречаются нам на пути. На Севере другая жизнь и другие люди.

Какими качествами должны обладать члены вашей команды?

Прежде всего, нужно понимать, что экстремальная экспедиция — это испытание, это не простая поездка-прогулка. После месяца тяжелой езды проявляются проблемы, которые в обычных туристических поездках обычно не видны. Нужно уметь договариваться и уступать. Кроме того, у всех должна быть одна цель в поездке, а не так, что один хочет отдохнуть, другой — поохотиться, третий — пофотографировать. Мы уже знаем особенности каждого, поэтому нам легче договориться.

Была ли у вас ситуация, когда экспедиция была на грани срыва?

Когда едешь больше месяца в экстремальных условиях — это неизбежно. Такое бывало не раз. Но мы брали себя в руки и продолжали движение.

Как вы восстанавливаетесь после сложных экспедиций?

Хочется просто побыть с семьей, детьми — это самое важное для меня. Другие едут отдыхать на море. Иногда мне хочется просто тупить.

В прошлом году вы зимовали в Таиланде. Как вам стезя дауншифтера?

Таиланд я теперь люто ненавижу. Оказывается, полгода жить у моря очень скучно. И потом, это миф, что тайцы такие дружелюбные. Но больше всего раздражала температура: там все время жарко, кожа липкая, прохладно только под кондиционером, а мне нужна смена сезонов, когда зимой холодно, а летом тепло. Хотя, есть такие, кто уехал туда из России, чтобы жить постоянно. Я считаю, больше двух месяцев там делать нечего.

Какие книги или фильмы вдохновляют вас на путешествия?

Это литература о географических открытиях в России, будь то Семен Дежнев или кто-то еще. К сожалению, эта тема мало освещается нашими СМИ. Все знают, что Робинзон Крузо — реальный персонаж, но мало кто знает, что у нас был похожий случай: поморы отправились на баркасе на Новую Землю, чтобы поохотиться, а шторм унес их баркас. Им пришлось прожить среди льдов несколько лет, пока их случайно не заметили и не вывезли. Вот едешь в теплой машине где-то на Севере и понимаешь, что если машина сломается, то в таких условиях долго не проживешь, а люди вот выжили. Или вот когда мы готовились к поездке из Москвы в Сингапур и собирались преодолеть двадцать тысяч километров, мы много читали об истории Шелкового пути.

Как развлекаете себя во время долгих переездов?

Сама по себе дорога — уже развлечение. У нас в команде все любят ездить за рулем. Когда дорога в кайф, развлекать себя дополнительно нет нужды.

Поддерживает ли семья ваше увлечение, переросшее в стиль жизни? Берете ли вы с собой детей?

Во все летние поездки мы ездим всей семьей.

Вы побывали везде, где есть выход к Северному Ледовитому океану. А как насчет Антарктиды?

Мы думали об этом, нет ничего невозможного. Мы знаем, как доехать до Южного полюса, знаем, где расположены специальные топливные закладки и пр. Но, к сожалению, бюджет такой поездки получается неподъемным.

Что вы будете делать, когда объедете весь мир?

Вряд ли получится посмотреть весь мир. Во-первых, мир безграничен. А во-вторых, увлечение автоэкспедициями проходит. Уже нет такого рвения к путешествиям на машине, как несколько лет назад, многое видели, многое знаем, пейзажи приедаются, теряется чувство таинства, чувство первооткрытия. Но уверен, найдем какие-то новые форматы в познании себя и окружающего мира. geo_icon