Новости партнеров


GEO приглашает

Летний фестиваль комедий «Итальянские истории» — продолжается в новом сезоне. Откроется он премьерой комедийного блокбастера — «Захочу и соскочу. Мастер-класс» Сиднея Сибилии с Эдоардо Лео и Гретой Скарано в главных ролях


GEO рекомендует

Чайник VITEK VT-7051 прозрачный, как вода, поэтому будет гармонично смотреться на любой кухне. Дополнительное преимущество модели — сертифицированный английский контроллер Strix. Благодаря ему чайник проходит не менее 3 000 циклов закипания и может прослужить в пять раз дольше обычного


Новости партнеров

Праздничный хаос

Дух карнавалов в Италии слабеет: раньше целью было — веселиться без последствий, сегодня — показать себя
текст: Андрей Пятчиц
фото: East News

Венецианский карнавал — последний шумный праздник зимы. Родился он давно, но сразу веселым и безалаберным, несколько изменившись за века по форме (что сделать — возраст!), но не по содержанию. Развлекались люди во время карнавалов по-разному, даже обзавелись младшими по возрасту родственниками — в России, к примеру, Масленицей, а в западных странах «мясопустом» (он же Жирный вторник, «покаянный день», день накануне Пепельной среды).

Первые сведения о карнавалах в христианский период датируются VII веком, но это совершенно не значит, что этот праздник так молод. Просто где-то в этом столетии на языческую традицию начали одевать христианскую «уздечку», а вообще-то лет ему гораздо больше.

Этимология слова «карнавал» совершенно невнятная. Чтобы не углубляться в это сложное дело, вспомним только поздний, латинский, вариант его названия — carnem levare, что значит «мясо убрать». Он связан с традицией Великого поста, который, в свою очередь, имеет отношение к самому голодному периоду года: когда прошлогодний урожай уже частично съели, а до плодов нового еще не скоро. Вот и пировали некоторое время, перед тем как сесть на вынужденную, подкрепленную идеологическими соображениями диету. Сейчас карнавал проводится после рождественских праздников, которые заканчиваются Богоявлением, естественно, по Григорианскому календарю. И продолжается до начала Великого поста, длящегося, как известно, 40 дней до «нестабильной» Пасхи — в связи с чем дата начала карнавального разгула из года в год меняется.

С синонимом «карнавала» — «маскарадом» — тоже все туманно. Один из основных атрибутов маскарада — «маска» — слово древнее, скорее всего доиндоевропейского происхождения. Полагают, что так называли копоть или сажу. В поздней, средневековой, латыни слово màsca приняло значение «ведьма»: в эдикте Ротара 643 года есть фраза strigam, quod est Masca — «ведьма, значит Маска». В языке древних германцев masc значит волхв, колдун, ведьмак.

Первые маски в современном смысле олицетворяли у язычников самых разных богов, но со временем они «приземлились» и стали представлять профессии и социальные статусы. Одевались на маскарад мясником, слугой, банкиром, врачом, проституткой, дворянином, прачкой, королем... Тогда же появился и шут. Совсем недавно маски еще более персонифицировались и приняли обличие политиков, актеров и музыкантов. По этим метаморфозам масок хорошо видно, как изменилось общество: древние греки были с богами на «ты», средневековые граждане — очень рациональными в быту, а сейчас всех волнуют демократия и глобализация.

Некоторые ученые, даже из числа серьезных, полагают, что слово маскарад вместе с многочисленными святынями принесли в Европу из Святой земли крестоносцы. И происходит оно от арабского maskhara o maskharat — шутовская выходка, шутка-пустяк. Вместе с рыцарями слово это попало во Францию, а оттуда уже через Петра I пришло в Россию. Впрочем, есть сведения, что слово «маска» было знакомо европейцам еще до Крестовых походов.

Наиболее вероятным прототипом современного карнавала были дни, посвященные ответственному за плодородие вообще и виноделие в частности древнегреческому богу Дионису. Древние римляне тоже рады были развеяться в конце «лютой» средиземноморской зимы, оттого и заимствовали у греков идею карнавала. Только праздник посвятили своему богу — Сатурну.

На италийской земле Сатурн пользовался большим уважением, так как занимался исполнением части обязанностей своего греческого коллеги, а именно посевом. При этом самого Диониса, у которого полномочий было больше, римляне тоже сделали «своим», переименовав его в Вакха (он же Бахус).

По случаю карнавала народ — и греки, и римляне — освобождался едва ли не от всех социальных обязательств: работы и законов любого вида, кроме условных — праздничных. Нарушение всякого рода запретов было приоритетным. Лучше всего для передачи духа и идеи настоящего карнавала подходит, пожалуй, определение «узаконенный хаос» или «обязанность беззакония». Чем больше сумасшедших, неординарных вещей и поступков происходило, тем удачнее считался праздник. Объявлялась амнистия даже тяжелейшим во все времена преступлениям бытового характера: соседка соседке должна была простить все проступки из разряда «она не там стояла в очереди за оливковым маслом, а взяла первой».

Даже иерархия переставала существовать — за исключением анархично-праздничной. В городе-государстве на период праздника мог появиться царь, которого тут же можно было свергнуть и легко, без особых затрат на предвыборную компанию, поставить другого. Вор становился судьей, мирный пекарь — солдатом…

И самое главное во всем этом — оставаться неузнаваемым. Во время любой, даже самой неожиданной выходки. Категория «верность» на время карнавала также переставала иметь значение — вольному воля. Нарядившись прачкой, благородная матрона могла в подворотне поближе познакомиться с конюхом, ряженым в сенатора, а строгий обычно нотариус в костюме шута прихлестывал за супругой трактирщика, принявшей желанный образ аристократки. В этот период можно было стать кем угодно — оттого костюмы и особенно маски стали главными атрибутами праздника.

На наряды тратилась куча денег, фантазии, нервов. Назначение костюма изначально — не показать себя богато и красиво, а просто выразить чувства. Нужно было проявить недюжую изобретательность, и при этом сделать так, чтобы никто не понял, кто спрятался под придуманным образом. Игры типа «маска, маска, покажись» появились не сразу. Раньше ценилось именно то, что человек остался неузнанным и целый год после карнавала могли гадать: «Появится ли на следующем празднике тот «костюм», который столько всего натворил в этом году и остался неизвестным?»

Один из самых знаменитых венецианских нарядов — «медик во время чумы» с длинноносой маской. Длинным нос на ней сделан неслучайно — чтобы его не совали в чужие дела. Это был своего рода «ограничитель».

На первый взгляд маска медика абсурдна на празднике — ведь она ассоциируется с мучительной массовой смертью. Но на самом деле это уход в безалаберную игривость, вызов всяким правилам, даже правилам смерти. Пей, живи, гуляй, издевайся над самым страшным — смертельной болезнью. В конце многих карнавалов даже публично сжигали наряженную куклу-смерть, и часто делали это именно ряженые во врачей.

Если говорить о современном венецианском карнавале, то дух его слабеет: начиная с XIX века, он страдает не от чумы или холеры, а от иной эпидемии — корысти. Для духа карнавала это смертельно. Карнавал в Венеции сейчас — это по сути провинциальная труппа, почти драмкружок, на сцене шикарного театра, в котором что ни поставь, все будет здорово. Ставят же старую пьесу в современной обработке. Даже гвоздь программы — ангел — спускается с башни прямо к рекламе кедов и мыла.

Несколько иначе дела обстоят на менее известном в России карнавале в тосканском городе Виареджо. По карнавальным меркам этот праздник — еще младенец, он родился в 1873 году. Поэтому и выглядит иначе: более политизирован, чем его старший венецианский брат, но более масштабен. Декорации в Виареджо с венецианскими несравнимы. Город это современный, и пространства в нем куда больше, поэтому тосканцы могут сооружать целые праздничные платформы, некоторые из которых высотой с пятиэтажный дом и выше. Итальянцы называют их carozze — «кареты». Делают одну такую «карету» целый год. Это вам не маску или костюм придумать, тут совсем иной подход. Однако костюмы и маски здесь тоже не исключены, просто они не очень нужны. Парады платформ в Виареджо проходят только по воскресеньям. В этом году с 16 февраля до 9 марта.

28.02.2014