Венецианский карнавал — последний шумный праздник зимы. Родился он давно, но сразу веселым и безалаберным, несколько изменившись за века по форме (что сделать — возраст!), но не по содержанию. Развлекались люди во время карнавалов по-разному, даже обзавелись младшими по возрасту родственниками — в России, к примеру, Масленицей, а в западных странах «мясопустом» (он же Жирный вторник, «покаянный день», день накануне Пепельной среды).

Первые сведения о карнавалах в христианский период датируются VII веком, но это совершенно не значит, что этот праздник так молод. Просто где-то в этом столетии на языческую традицию начали одевать христианскую «уздечку», а вообще-то лет ему гораздо больше.

Этимология слова «карнавал» совершенно невнятная. Чтобы не углубляться в это сложное дело, вспомним только поздний, латинский, вариант его названия — carnem levare, что значит «мясо убрать». Он связан с традицией Великого поста, который, в свою очередь, имеет отношение к самому голодному периоду года: когда прошлогодний урожай уже частично съели, а до плодов нового еще не скоро. Вот и пировали некоторое время, перед тем как сесть на вынужденную, подкрепленную идеологическими соображениями диету. Сейчас карнавал проводится после рождественских праздников, которые заканчиваются Богоявлением, естественно, по Григорианскому календарю. И продолжается до начала Великого поста, длящегося, как известно, 40 дней до «нестабильной» Пасхи — в связи с чем дата начала карнавального разгула из года в год меняется.

С синонимом «карнавала» — «маскарадом» — тоже все туманно. Один из основных атрибутов маскарада — «маска» — слово древнее, скорее всего доиндоевропейского происхождения. Полагают, что так называли копоть или сажу. В поздней, средневековой, латыни слово màsca приняло значение «ведьма»: в эдикте Ротара 643 года есть фраза strigam, quod est Masca — «ведьма, значит Маска». В языке древних германцев masc значит волхв, колдун, ведьмак.

Первые маски в современном смысле олицетворяли у язычников самых разных богов, но со временем они «приземлились» и стали представлять профессии и социальные статусы. Одевались на маскарад мясником, слугой, банкиром, врачом, проституткой, дворянином, прачкой, королем... Тогда же появился и шут. Совсем недавно маски еще более персонифицировались и приняли обличие политиков, актеров и музыкантов. По этим метаморфозам масок хорошо видно, как изменилось общество: древние греки были с богами на «ты», средневековые граждане — очень рациональными в быту, а сейчас всех волнуют демократия и глобализация.

Некоторые ученые, даже из числа серьезных, полагают, что слово маскарад вместе с многочисленными святынями принесли в Европу из Святой земли крестоносцы. И происходит оно от арабского maskhara o maskharat — шутовская выходка, шутка-пустяк. Вместе с рыцарями слово это попало во Францию, а оттуда уже через Петра I пришло в Россию. Впрочем, есть сведения, что слово «маска» было знакомо европейцам еще до Крестовых походов.

Наиболее вероятным прототипом современного карнавала были дни, посвященные ответственному за плодородие вообще и виноделие в частности древнегреческому богу Дионису. Древние римляне тоже рады были развеяться в конце «лютой» средиземноморской зимы, оттого и заимствовали у греков идею карнавала. Только праздник посвятили своему богу — Сатурну.

На италийской земле Сатурн пользовался большим уважением, так как занимался исполнением части обязанностей своего греческого коллеги, а именно посевом. При этом самого Диониса, у которого полномочий было больше, римляне тоже сделали «своим», переименовав его в Вакха (он же Бахус).Читать дальше >>>