«Аэрофлот» и «Трансаэро», две ведущие авиакомпании России, объявили сегодня о полном отказе от транзитных полетов над Украиной. И рейс Москва — Бургас, вылетев из Домодедово, взял курс строго на Запад, огибая украинскую территорию над Белоруссией и Литвой. Зарубежные авиакомпании еще вчера вечером массово заявили об отказе от полетов над востоком Украины; сегодня утром правительство в Киеве полностью закрыло воздушное пространство в районе боевых действий для гражданской авиации.

Между тем над Донецкой и Луганской областями пролегают оживленные воздушные коридоры — из Западной Европы в страны Азии и из Москвы на юг. И закрытие воздушного пространства неизбежно приведет к увеличению времени в пути на многих популярных направлениях. В том числе и из Москвы в аэропорты Египта, Турции и на греческие острова в Средиземном море.

Что это означает для пассажиров? Эксперты в области гражданской авиации, опрошенные GEO, утверждают, что авиаперелеты из Москвы в южных направлениях могут стать на час дольше. Хотя «на большинстве маршрутов из Москвы время в пути увеличится не больше чем на полчаса», считает эксперт авиарынка Сергей Бураков.

Чем дольше полет, тем больше нужно топлива. Один час полета «Боинга-737» — одного из самых популярных среднемагистральных самолетов — требует более двух с половиной тонн авиакеросина. Приведет ли увеличение времени в пути к росту издержек авиакомпаний и цен на авиабилеты?

Эксперт Сергей Бураков считает, что авиакомпании постараются всеми силами не допустить роста цен. Причина проста: последние несколько месяцев наблюдается спад продаж авиабилетов, а повышение цен будет этому только способствовать.

К тому же расходы на топливо в случае непредвиденных обстоятельств (например, встречного ветра или облета грозовых облаков) обычно включены в цену билета. «Бывает, что из-за сильного ветра полет продолжается гораздо дольше, чем облет закрытой территории. В цену билета обычно заложены расходы на топливо на дополнительный час полета, если того требует погода», — говорит директор представительства «Эмирейтс» в России и СНГ Егор Плахов.

У российских авиакомпаний есть несколько вариантов облета Украины. Самый простой — вдоль её восточной границы, через Краснодарский край. Там уже сегодня наблюдается очень оживленное движение в обход украинской территории.

«Другой вариант — лететь через Болгарию и Румынию. Но это гораздо дороже, потому что нужны дополнительные разрешения на полеты. Говорить о том, какие решения примут авиакомпании, пока рано», — считает эксперт Сергей Бураков.

По данным европейской диспетчерской службы «Евроконтроль», всего над территорией Украины летают «30-40 авиакомпаний». В общей сложности запрет полетов затронет 350 рейсов в день — один процент объема европейской авиации. Вынужденное изменение авиамаршрутов загрузит воздушное пространство Польши, Болгарии и Турции. geo_icon