Похоже, и нет в мире другого такого города, как Таормина, история которого совершенно изменилась бы с появлением там гранд-отеля.

До того, то есть до середины 1870-х годов, Таормина, основанная в IV веке до нашей эры грекам на восточном побережье Сицилии, была тихим городком из тех, которые принято называть «забытый богом». Трудно понять, зачем его поочередно завоевывали римляне, вандалы, остготы, Византия, арабы, норманны, Анжуйская династия, Арагонская, Савойская, Бурбоны, а в середине XIX века еще и поклонники революционного литератора Джузеппе Гарибальди. Единственным неоспоримым достоинством Таормины был, пожалуй, открывающийся со склонов горы Тауро фантастической красоты вид на вулкан Этна и залив Ионического моря.

Именно этот вид, как утверждает историк Таормины Антонио Д’Орто, и восхитил побывавшего 6 мая 1787 года на склонах Тауро немецкого классика Иоганна Вольфганга Гете, записавшего в своем дневнике такие проникновенные строки, что вскоре посещение Таормины стало якобы почти обязательным для путешественников, совершающих «Гранд тур» по Европе.

Увы, в вышедших под названием «Итальянское путешествие» дневниках Гете нет заметок, датированных 6 мая, зато есть короткая запись, сделанная в четверг, 10 мая 1787 года: «добрых четверть часа мы ехали вдоль развалин, покуда не добрались до гостиницы — единственного восстановленного здания в этой части города. Из окон верхнего этажа далеко вокруг видны были только зубчатые обломки стен. За оградой гостиничного двора — ни зверя, ни человека, ночью стояла мертвая тишина. Двери не запирались и не закрывались, для людей здесь все было так же мало приспособлено, как, например, в конюшне, и тем не менее мы спокойно уснули на матраце, который услужливый веттурино ухитрился вытащить из-под хозяина».

Таормине пришлось еще долго ждать наплыва желающих полюбоваться ее красотами. И способствовал этому вовсе не великий поэт, а мало кому известный художник Отто Геленг. 20-летний прусский барон, выпускник Берлинской академии изящных искусств, приехал в Таормину в 1863 году по заданию немецкого «нового музея». Геленг должен был запечатлеть сохранившиеся памятники древней архитектуры. В Таормине их немного — собор, построенный в XII веке, дворец, возведенный во времена арабского господства, маленький римский театр Одеон, сооруженный в I веке до нашей эры по приказу Августа Октавиана, первого римского императора, и греческий амфитеатр. Геленг планировал закончить работу за неделю, а задержался, влюбившись в Таормину, на всю жизнь. Именно он подарил Европе главную достопримечательность этого сицилийского городка — неповторимый вид на море с высоты амфитеатра. Древние греки не случайно выбрали для своего театра это место. Отсюда, как они говорили, открывалась «панорама совершенства».

В середине 1860-х годов Геленг устроил выставку своих таорминских пейзажей в Париже. Французские критики были безжалостны: они утверждали, что акварели прусского художника не имеют ничего общего с реальностью, что все красоты, изображенные на них, в природе не существуют, они — выдумка, мистификация.

Спасая свою репутацию, Отто Геленг решил пригласить за собственный счет троих самых непримиримых критиков в Таормину. Но с условием: если подтвердится, что нарисованные им пейзажи не выдумка, критики не только оплатят расходы за поездку, но и приобретут у него по одной работе, а главное — напечатают в своем издании статью с рассказом о красотах полюбившегося художнику городка.

Самым трудным в этом пари для Геленга было найти приют, где могли бы разместиться парижане. Гостиниц в Таормине в ту пору не было. Сам Геленг снимал комнату в расположенном неподалеку от греческого амфитеатра доме сына бывшего мэра Таормины Франческо ла Флоресты. Геленгу пришлось долго уговаривать Франческо выделить три комнаты для гостей.

Разумеется, парижане проиграли пари. Геленг в скором времени стал весьма популярным в Европе пейзажистом, а восторженные статьи французов о Таормине уже в начале 1870-х превратили городок в популярное место, о котором Ги де Мопассан писал: «если кто-то должен будет провести только один день на Сицилии и спросит, что необходимо увидеть, я без сомнения ответил бы: Таормину!»Читать дальше >>>