Французская столица постоянно что-то придумывает, чтобы жилось в ней легче и веселей. Только успевай адаптироваться и покупать абонементы. Не прошло и полугода с запуска амбициозного проекта «Отолиб» - системы почасовой аренды электромобилей, как мэрия преподнесла горожанам очередной сюрприз – автозалы, «многофункциональные мини-павильоны для полноценного и полезного ожидания автобуса».

Время в Париже стоит дорого, это знает каждый турист. Поэтому бездарно терять его – преступление. С помощью автобусных остановок нового поколения ожидание общественного транспорта перестанет быть вынужденным простоем на тротуаре и превратится в полноценный пункт дневной программы. Муж, рассказывая жене про прожитый день, будет говорить примерно так: «Подождал автобус, выпил кофе, поругался с коммерческим директором, был на совещании, обедал, снова подождал автобус, почитал Хемингуэя, был на встрече, кормили вкусно, подождал автобус, поискал новую работу – не могу больше видеть этого коммерческого директора, и вот я дома».

Первый экспериментальный павильон появился 22 мая у дома №17 по бульвару Дидро, напротив Лионского вокзала. Раньше здесь стоял грустный столбик с перечнем маршрутов и примерным расписанием, сгорбленные под рюкзаками туристы слонялись взад-вперед, усталые от многочасового переезда дети дремали на чемоданах. Теперь «смены лошадей» путники ждут в просторном павильоне из пластика, каждая из стен которого – утилитарно освоена. Например, левый бок, тот, что смотрит на вокзал, отдан под книжный стеллаж. Городская программа Circul’Livre призывает горожан безвозмездно делиться понравившейся литературой. Прочитанную книгу можно принести в один из 11-ти офисов Circul’Livre в Париже, где на нее проставят большой серый логотип и выставят на полки – ждать следующего читателя. Программа существует уже восемь лет, однако пика популярности она может достигнуть именно сейчас, в тесном содружестве с задерживающимися автобусами.

В нише задней стены – стоянка электровелосипедов. Это самая свежая экологическая инициатива города: жители 12-го округа смогут бесплатно опробовать это новое транспортное средство в течение месяца. А летом муниципалитет подумает о расширении электровелосипедной сети.

Весь павильон площадью 35 квадратных метров подключен к бесплатному беспроводному интернету. Власти не боятся, что остановку оккупируют подростки с ноутбуками – в любом парижском парке можно гулять по Сети целых два часа за счет мэрии. Гораздо больше опасений в нецелевом использовании вызывают розетки для заряжающих устройств, которые вмонтированы в стены – доступного электричества в городе гораздо меньше, чем бесплатного интернета.

На задней стенке остановки висит меню: кофе за 1,20 евро, вода за 80 центов, сок, фруктовый коктейль, орешки. Правда, ни мини-бара, ни кофе-машины пока нет – объявление приглашает коммерсантов к сотрудничеству, обращаться в мэрию по такому-то электронному адресу. Надо думать, ящик завален письмами желающих, ведь чашкоместо здесь поистине золотое: вокзал, жажда, ожидание – налицо все составляющие желания пропустить стаканчик.

К бару примыкает автомат для продажи билетиков – очень полезное нововведение. Раньше приходилось либо покупать их у водителя по повышенному тарифу, либо спускаться за ними в метро. Это было одним из самых больших неудобств парижской транспортной системы, не считая нечеловеческого количества светофоров.

Но главный козырь новая остановка прячет за своей широкой прозрачной спиной. Это автомат, подключенный к базе данных «Желтых страниц» и сайтов мелких объявлений. С его помощью можно не только сориентироваться в районе, найти ближайшие магазины с нужным ассортиментом и рестораны любимой кухни, но даже… сменить работу на ту, что поближе к дому. Специальная опция «Работа в вашем районе» выдает на карте дислокацию фирм, заинтересованных в новых сотрудниках. Во всплывающем окошке – полное описание вакансии, адрес и телефон работодателя.

Четыре года назад Еврокомиссия предложила странам-участницам пофантазировать на тему модернизации городского транспорта, в частности автобусной сети. Итоги проекта под аббревиатурой EBSF (European Bus System of the Future) будут подведены 31 августа этого года, и Париж серьезно настроен получить немалую долю средств, которые Комиссия выделит проектам-победителям.

Тестировать остановку будущего горожане будут в течение полугода. Легкий прозрачный павильон, спроектированный архитектором Марком Орелем в рамках «Осмос», программы улучшения публичных пространств региона Иль-де-Франс, уже пользуется большой популярностью. Среднестатистических четырех минут, которые составляет ожидание автобуса днем или в час пик, критически не хватает на то, чтобы воспользоваться всеми его возможностями. В пластиковых стенах столпотворение: любопытных зевак, изучающих пространство новой остановки, едва ли не больше, чем собственно ожидающих автобуса. Но мэрия не волнуется: через месяц ажиотаж спадет, народ привыкнет к новой детали урбанистического ландшафта, как привык к велибам, отолибам, насыпному пляжу на берегу Сены и прочим чисто новым реалиям парижской жизни. Париж научился делать само существование в городе интересным приключением, которое к тому же хорошо продается. geo_icon