На спине нового платья еще болтается ценник, но Фань Вэн сияет от счастья. Еще бы: чтобы попасть в магазин, ей пришлось полчаса простоять в очереди под проливным дождем. Причем это не какая-нибудь распродажа в дешевом магазине,  это Chanel.

Толпы осаждают бутики Prada, Dior, Hermes на Кантон-pоуд в «Харбор-Сити» — одном из главных торговых центров Гонконга. Охрана впускает покупателей небольшими группами, в магазинах не хватает места. Но жаждущих приобщиться к мировым брендам это не останавливает. Очереди состоят из соседей из Китая — как говорят островитяне-гонконгцы, «с материка». Некоторые пришли с чемоданами: чтобы успеть сделать покупки по дороге на вокзал или в аэропорт.

Улыбающаяся Фань Вэн — одна из них. Она приехала автобусом из Шэньчжэня — города на северной границе с Гонконгом. Ее муж стоит в соседней очереди во флагманский бутик Gucci. Ему поручено купить две сумки в подарок сестре и теще. Причем название бренда должно быть написано как можно крупнее.

На улице первое мая, коммунистический Китай празднует День труда. К празднику приурочено несколько выходных, которые в Гонконге называют «золотой неделей». Три недели в году — на Лунный Новый год, День образования КНР (1 октября) и Первомай — количество китайских покупателей в местных магазинах увеличивается в 20 раз. В такие дни гонконгские магазины делают большую часть годовой прибыли.

«Я занята!» — бросает в ответ на просьбу поговорить продавщица из магазина «Армани», складывая и сортируя джинсы — по 200 американских долларов пара. Новые коробки все прибывают и прибывают из подсобки — помощники готовятся к новой порции клиентов. Тут не до разговоров — поспеть бы восполнить бреши на полках. «Материковые» китайцы богаты, любят модные бренды и приезжают со списком покупок, где элитные изделия исчисляются дюжинами.

Китайская экономика на подъеме. В 2010 году страна стала главным мировым экспортером. Сегодня КНР производит треть мирового текстиля, 80 процентов детских игрушек и больше всех риса, зерна, картофеля. Не говоря уже о технике для дома. Жители Китая стремительно богатеют. Времена, когда велосипед был главным достоянием китайца, остались позади. Теперь гражданам КНР нужны «мазды», «ауди» и «ламборгини». А также дорогие часы, золотые украшения, модная обувь и одежда престижных марок.

Сами гонконгцы тоже не прочь принять участие в лихорадке покупок, но после окончания «золотой недели». Хотя и без этой безумной поры шопинг в Гонконге — это круглогодичное развлечение. Без малого
95 торговых центров, семь магазинов Prada и самый большой в Юго-Восточной Азии бутик Louis Vuitton. А также несчетное количество круглосуточных рынков. Очереди в «Харбор-Сити» не редеют до поздней ночи.

Со времени основания порта Британской империей в 1841 году торговля была основным занятием жителей острова. Гонконг был посредником между Западом и Востоком, переправляя огромные количества изделий, пока порты Поднебесной были закрыты для иноземцев. В 1997 году Гонконг перешел к Китаю, но товары по-прежнему текут в обоих направлениях.

Жители острова любят пройтись по магазинам, но со времен облегчения визового режима с Китаем в 2003 году у них появились серьезные конкуренты. В 2001 году Гонконг посетило четыре миллиона китайцев,
а в 2012-м — уже 35. В отличие от туристов из США и Европы (два миллиона в год), которые в первую очередь хотят посмотреть на колониальное наследие британцев, китайцы приезжают почти исключительно «по магазинам».Читать дальше >>>