Сайты партнеров




GEO приглашает

28-го января в центре современного искусства «Винзавод» c 12:00 до 18:00 пройдет Юна-Фест — выставка-пристройство собак и кошек из приютов


GEO рекомендует

Специальные предложения и скидка 10% от GEO при бронировании размещения на сайте Hotels.com


Обитель девиц

В июне 1998 года над Москвой пронесся ураган. Горожане запомнили его надолго: ветер гнул рекламные щиты, бил стекла и вырывал с корнем деревья. Самый серьезный урон стихия нанесла Новодевичьему монастырю. С куполов его церквей ветром посрывало все кресты.
текст: Юлия Земцова
Baturina Yuliya Shutterstock

Это необычайное событие всколыхнуло религиозную общественность, которая увидела в нем предвестие новых потрясений. И действительно — спустя меньше двух месяцев в стране разразился тяжелейший финансовый кризис, однако на восстановительные работы деньги были найдены. Через год ремонт завершили. А в 2004 году Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был признан одним из величайших культурных памятников планеты и внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

за стенами Новодевичьего уже давно нет тишины и покоя. Высокая каменная ограда не спасает от уличного шума, а монастырские дворы и тропинки заполнены туристами. Здесь многолюдно и порой даже суетно, но все равно сохраняется особая атмосфера — дух старой Москвы, невысокой, пестрой, эклектичной, гостеприимной и всегда немного высокомерной.

Пять лет назад Государственный исторический музей передал весь комплекс Новодевичьего монастыря Русской православной церкви. Теперь за вход на территорию с посетителей уже не берут плату, но зато парковку перед главными воротами перегородили шлагбаумом: заехать туда можно только по пропускам. Вплоть до 2010 года часть монастырских помещений занимали реставрационные мастерские, где работали специалисты по возрождению старинных книг, живописи, изделий из дерева и керамики, но затем по просьбе церковников реставраторам пришлось переехать.

Высокая монастырская колокольня сейчас заколочена серыми щитами. В Новодевичьем идет комплексная реставрация: охранная зона монастыря должна быть приведена в соответствие с международными обязательствами России в рамках Конвенции ЮНЕСКО по сохранению всемирного наследия.

Работы такого масштаба ведутся здесь впервые. Планируется полностью заменить обветшавшие коммуникации, благоустроить территорию, а также, по возможности, восстановить монастырский некрополь в пределах стен обители.

Старинные надгробия были снесены в 1930-е годы, когда на территории монастыря власти решили оборудовать зону отдыха со скамейками и тротуарами. Дворянские могилы не только мешали асфальтировать дорожки, но еще и не соответствовали духу того времени. Все памятники было решено убрать, а прямо поверх захоронений проложить путь для пешеходов. Точных схем расположения могил не сохранилось, и теперь определить, кто где похоронен, весьма затруднительно.

Некоторые снятые могильные плиты сложены у одной из дальних крепостных стен. А в числе уцелевших — могилы героя войны 1812 года Дениса Давыдова, первой игуменьи монастыря Елены Девочкиной, историков Михаила Погодина и Сергея Соловьева, философа Владимира Соловьева, декабристов — князя Сергея Трубецкого и Матвея Муравьева-Апостола.

На территории сохранились и два фамильных склепа. Один из них стоит прямо перед главным монастырским собором и похож на часовню с золотыми куполами. Он принадлежал промышленникам Прохоровым и был построен в самом начале двадцатого века. А второй, небольшой и скромный, стоящий за Успенской церковью, служил усыпальницей князей Волконских и был сооружен на сто лет раньше.

после октябрьской революции 1917 года советская власть решила сделать Новодевичий исключительно светским местом. В 1922 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась. В колокольне оборудовал свою мастерскую художник-футурист Владимир Татлин, в кельях разместились квартиранты из числа рабочих и военных, нуждавшихся в жилплощади, а в палатах открыли «Музей раскрепощения женщин», который рассказывал о тяготах женской жизни до революции.

Но монахини не спешили покидать свою обитель. Многие из них устроились на работу уборщицами, поварихами, подсобными работницами, огородницами и вышивальщицами. В 1934 году сюда переехал Государственный музейный фонд, монастырские коммуналки постепенно расселили, и вплоть до 2010-го Новодевичий оставался филиалом Государственного исторического музея.

Церковная жизнь восстановилась в монастыре во время Великой Отечественной войны. В 1944 году Сталин лично разрешил провести здесь первые богослужения. Тогда же в монастыре открылись Московские богословские курсы и Богословский институт, а с середины 1960-х сюда перенесли главную резиденцию митрополита Крутицкого и Коломенского.

Жемчужина архитектурного комплекса — Смоленский собор, снаружи очень похожий на Успенский собор Московского Кремля. В холодное время года он закрыт для посетителей: уникальным интерьерам нужен особый температурный режим, и потому створки высоких дверей до теплых дней будут плотно закрыты на большой висячий замок. Откроется Смоленский собор лишь ближе к началу мая, и тогда там можно будет увидеть фрагменты иконостаса, поставленного Борисом Годуновым в 1598 году, пятиярусный резной золоченый иконостас, возведенный в 1683-1686 годах по приказу царевны Софьи, поразительную по красоте роспись стен и удивительную игру лучей света, льющихся из окон под самым куполом.

В этом соборе погребены три родные сестры Петра Первого — царевна Софья, Евдокия и Екатерина, а также его первая жена Евдокия Лопухина. Здесь же покоятся дочь Ивана Грозного Анна Иоанновна, представители рода Шереметьевых, Воротынских, Одоевских, Хитрово.

В истории Новодевичьего было немало женских слез. Даже само место, на котором построен этот монастырь, повествует о тяжелой бабьей доле. По легенде, во время монголо-татарского ига здесь, на Девичьем поле, собирали самых красивых девушек со всего московского княжества и отправляли вместе с данью к татарским ханам в Золотую Орду.

По первоначальной версии историков, князь Василий Третий, отец Ивана Грозного, в 1524 году заложил Новодевичий монастырь в знак своей победы над польско-литовским войском, у которого ему удалось отбить Смоленск. Но позднее ученые пришли к выводу, что поводом для строительства скорее всего стали семейные проблемы князя. За двадцать лет супружества его жена княгиня Соломония Сабурова так и не подарила князю наследников. Развод строго порицался обществом и церковью, и князь решил отправить жену в новый монастырь.

В пользу этой версии свидетельствует и то, что строился Новодевичий даже по нынешним временам очень быстро. Смоленский собор был возведен всего за год, однако из-за спешки стены здания во время строительства обрушились и погребли под собой полсотни рабочих, которых до сих пор поминают в монастырских церковных службах.

Впрочем, Соломония в Новодевичьем так и не поселилась: после пострига в московском Рождественском монастыре ее отправили в Суздаль. Но с тех пор поток знатных барышень, сосланных сюда на время или навсегда, не иссякал на протяжении четырех веков. Самой знаменитой узницей стала царевна Софья, сестра Петра Первого, не поделившая с ним престол. В пору своего регентства она уделяла Новодевичьему монастырю особенное внимание. Он был ее любимой обителью, на которую она не жалела ни сил, ни средств. Но в итоге монастырь стал ее тюрьмой, а затем и могилой.

Незамужние женщины из царских семей порой были просто обречены провести здесь свою жизнь. Найти им достойного мужа в России часто было нереально — никто не мог состязаться с ними в знатности и богатстве. Искать жениха за границей было тоже не просто: короли и принцы шли нарасхват. В результате князья и цари отправляли своих родственниц служить богу подальше от куртуазных искушений. Вдовствующие царицы, царские сестры, дочери, племянницы, невестки и неугодные жены — многие из них рано или поздно отправлялись в эту прекрасную тюрьму.

Сегодня здесь снова живут монахини. Своему возрождению в качестве женской обители монастырь обязан Варваре Черной — советскому ученому-химику, инженеру, изобретателю, которая постриглась в монахини и в 1994 году в 80-летнем возрасте была рукоположена настоятельницей Новодевичьего монастыря. Приняв церковное имя Серафима, она начала восстанавливать традиции обители и налаживать быт. Серафима умерла в 1999-м.

В 2007 году настоятельницей монастыря стала игуменья Маргарита, медик по мирской профессии. Последним местом ее работы перед уходом в монастырь был медицинский центр Управления делами президента.

Вместе с ней в монастыре несут службу тридцать сестер. В отличие от многих православных монастырей, в Новодевичьем вполне терпимы к своим гостям. Женщинам-туристкам разрешают приходить в брюках, а на территории монастыря можно свободно фотографировать.

06.03.2015