Главный корпус Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова находится на Косой линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Это старейшее учебное заведение России, датой его основания считается 2 декабря 1809 года, когда указом императора Александра I был основан Корпус инженеров путей сообщения, а при нем — учебный институт, «в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук».

С тех пор институт назывался училищем, академией, а теперь вот — университет. Готовят здесь все также моряков, речников и тружеников берега. Морское дело — это не только суда, но и шлюзы, порты, доки и прочие береговые сооружения. Ребята приезжают со всей России. Кроме петербуржцев больше всего учащихся из Краснодарского края. У них тоже есть свое море — Черное. У моряков-балтийцев с черноморцами давние контакты. Зимой, чтобы поддержать Олимпиаду в Сочи, в Черное море отправился учебный парусный фрегат «Мир», судовладелец которого Университет имени Макарова. Выходили зимой, а зимняя Балтика — это не шутки. Пятибалльные штормы и волна до четырех метров высотой — обычное дело. Но ребята справились и за полтора месяца в обход всей Европы добрались до Сочи. Получили «боевой» опыт, а заодно приняли участие в самой Олимпиаде в качестве волонтеров. Работали переводчиками и гидами: отличное знание английского языка для будущих торговых моряков — обязательное условие. А еще благоустраивали инфраструктуру на берегу и даже помогали регулировать дорожное движение.

Парусник «Мир» — гордость университета. Уже четверть века курсанты проходят на нем практику. Фрегат неоднократно завоевывал призовые места на международных соревнованиях, и в этом году тоже будет участвовать в престижной регате Tall Ship Races, в которой соревнуются крупные парусники со всего мира. Кроме фрегата у университета есть свой яхт-клуб с десятком маленьких яхт. Это развлечение для студентов, не вошедших в плавсостав, но мечтающих приобщиться к морю.

Хотя училище не военное, курсантов приучают к дисциплине. Ребята живут в общежитии, встают по расписанию в семь утра, носят форму, напоминающую военную. А преподавателей приветствуют дружным «Здравия желаю…».

«До Второй мировой дисциплина на судах была военная, — объясняет Александр Горобцов, капитан дальнего плавания, директор института «Морская академия», входящего в состав университета. — И в советское время каждое судно могло выполнять боевые задачи. Даже на танкерах были площадки для зенитных пушек. Современные суда уже не учитывают эти требования. Но дисциплина нужна по-прежнему. А как же?! Иногда приходится часами стоять вахту на палубе».

В университете популярна военно-морская терминология, особенно среди молодых курсантов. Комната общежития называется «кубрик», староста группы — «старшина», лестница — «трап», столовая — «камбуз», туалет — «гальюн», мытье полов — «уборка палубы».

За время пятилетнего обучения курсанты проводят на судах около года, начиная ходить в море уже с первого курса. Это чтобы российское морское образование признавали повсюду за рубежом.

«Сегодня морское судоходство стало глобальной отраслью, — рассказывает Александр Горобцов. — Значительная часть выпускников идет в российскую судоходную компанию «Совкомфлот», но многие ходят под иностранными флагами».

Выпускники получают сразу два диплома: один — о законченном высшем образовании в России и второй — международный. С дипломом Макаровского университета трудоустройство по всему миру им гарантируется. Из этих стен выходят инженеры-гидрографы, судоводители, механики, а также менеджеры и экономисты.Читать дальше >>>