Новости партнеров


GEO приглашает

До 2 сентября в «Центральном доме художника» проходит выставка самого загадочного художника современности — Бэнкси. GEO проводит экскурсию по главным объектам экспозиции


GEO рекомендует

Moser Mobile Shaver с легкостью удаляет щетину до 2 мм и обеспечивает суперблизкое чистое бритье, что позволяет найти время на поддержание внешнего вида даже в самом напряженном графике


Новости партнеров

На море не волнуются

Курсанты этого учебного заведения в огне не горят, в воде не тонут. Ходят под парусом, побеждают в морских регатах и работают волонтерами на олимпиаде
текст: Григорий Кубатьян
фото: Григорий Кубатьян

Главный корпус Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова находится на Косой линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Это старейшее учебное заведение России, датой его основания считается 2 декабря 1809 года, когда указом императора Александра I был основан Корпус инженеров путей сообщения, а при нем — учебный институт, «в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук».

С тех пор институт назывался училищем, академией, а теперь вот — университет. Готовят здесь все также моряков, речников и тружеников берега. Морское дело — это не только суда, но и шлюзы, порты, доки и прочие береговые сооружения. Ребята приезжают со всей России. Кроме петербуржцев больше всего учащихся из Краснодарского края. У них тоже есть свое море — Черное. У моряков-балтийцев с черноморцами давние контакты. Зимой, чтобы поддержать Олимпиаду в Сочи, в Черное море отправился учебный парусный фрегат «Мир», судовладелец которого Университет имени Макарова. Выходили зимой, а зимняя Балтика — это не шутки. Пятибалльные штормы и волна до четырех метров высотой — обычное дело. Но ребята справились и за полтора месяца в обход всей Европы добрались до Сочи. Получили «боевой» опыт, а заодно приняли участие в самой Олимпиаде в качестве волонтеров. Работали переводчиками и гидами: отличное знание английского языка для будущих торговых моряков — обязательное условие. А еще благоустраивали инфраструктуру на берегу и даже помогали регулировать дорожное движение.

Парусник «Мир» — гордость университета. Уже четверть века курсанты проходят на нем практику. Фрегат неоднократно завоевывал призовые места на международных соревнованиях, и в этом году тоже будет участвовать в престижной регате Tall Ship Races, в которой соревнуются крупные парусники со всего мира. Кроме фрегата у университета есть свой яхт-клуб с десятком маленьких яхт. Это развлечение для студентов, не вошедших в плавсостав, но мечтающих приобщиться к морю.

Хотя училище не военное, курсантов приучают к дисциплине. Ребята живут в общежитии, встают по расписанию в семь утра, носят форму, напоминающую военную. А преподавателей приветствуют дружным «Здравия желаю…».

«До Второй мировой дисциплина на судах была военная, — объясняет Александр Горобцов, капитан дальнего плавания, директор института «Морская академия», входящего в состав университета. — И в советское время каждое судно могло выполнять боевые задачи. Даже на танкерах были площадки для зенитных пушек. Современные суда уже не учитывают эти требования. Но дисциплина нужна по-прежнему. А как же?! Иногда приходится часами стоять вахту на палубе».

В университете популярна военно-морская терминология, особенно среди молодых курсантов. Комната общежития называется «кубрик», староста группы — «старшина», лестница — «трап», столовая — «камбуз», туалет — «гальюн», мытье полов — «уборка палубы».

За время пятилетнего обучения курсанты проводят на судах около года, начиная ходить в море уже с первого курса. Это чтобы российское морское образование признавали повсюду за рубежом.

«Сегодня морское судоходство стало глобальной отраслью, — рассказывает Александр Горобцов. — Значительная часть выпускников идет в российскую судоходную компанию «Совкомфлот», но многие ходят под иностранными флагами».

Выпускники получают сразу два диплома: один — о законченном высшем образовании в России и второй — международный. С дипломом Макаровского университета трудоустройство по всему миру им гарантируется. Из этих стен выходят инженеры-гидрографы, судоводители, механики, а также менеджеры и экономисты.

«В университете обучают также гуманитарным специальностям, — делится Владимир Лащёнов, директор центра довузовского образования. — И конкурс — пятнадцать человек на место. В стране снова начали строить корабли, даже заложили атомный ледокол, а кадров не хватает. Государство срочно расширяет набор. Одно плохо: школьники плохо знают физику. Школы ориентируются на гуманитарные специальности и не обеспечивают требуемый уровень знаний. Мы вынуждены искать будущих курсантов сами: в клубах юных моряков, в подшефных школах, проводим олимпиаду по физике и математике «Паруса надежды».

Не грех и подучить физику с математикой, чтобы ходить по морю, участвовать в яхтенных регатах, да и просто быть бравым молодым красавцем.

«В форме я ощущаю себя другим человеком. Форма — как второе «я». Надеваю и чувствую особую ответственность за то, что делаю. Ну и еще ловлю иногда любопытные взгляды девушек», — улыбается Егор Зайцев, курсант четвертого курса. Егору всего 22 года, а на его форменной куртке уже несколько знаков отличия, в том числе почетный знак святой Татьяны за успешную работу в курсантском совете самоуправления.

Девушки тоже идут на флот — в плавсоставе их около семи процентов. А на береговых специальностях слабый пол доминирует. Например, Наталья Винник — студентка третьего курса. Форму не носит, так как выбрала специальность «туризм», вроде бы не плавательную. Но море ей нравится. Уже ходила на пароме в Стокгольм и мечтает когда-нибудь работать на круизных судах: «В университете нам прививают любовь к морю. Все праздники и мероприятия связаны с водой». По торжественным дням морскую форму надевает и Наталья. Девушка участвует в барабанной студии «Балтийские чайки». Форма у барабанщиц-мажореток стилизованная, но эффектная: синие мундиры с эполетами, ботфорты и короткие белые юбки, высокие кивера и кокарды с якорями. Ни один парад без красавиц не обходится.

Одно из самых интересных и важных направлений в университете — обучение выживанию на море. Здесь даже есть специальный учебный центр, где будущие моряки учатся преодолевать страх и справляться с экстремальными ситуациями.

На судне, вдали от дома, моряк — и спасатель, и пожарный, и врач. Он должен уметь пользоваться топором и сигнальным фальшфеером, кислородной маской и огнетушителем.

В медицинском классе есть манекен, которому можно сделать искусственное дыхание. А еще пластиковая рука с набухшими венами и такая же пластиковая попа — учиться делать уколы. Курсанты накладывают шины на «сломанные» ноги, ставят капельницу, бинтуют «разбитый» нос.

«В советское время на каждом корабле был врач, — рассказывает Юрий Тысанов, заместитель начальника центра. — Теперь их отменили на всех судах, кроме пассажирских. Так что моряк должен сам уметь оказывать первую помощь». Порой требуется спасать и корабль. Моряк должен уметь остановить течь. В центре есть специальный тренажер: железный куб, в который под большим напором подается вода. Нужно быстро соорудить деревянный клин, закрыть щель и подпереть «заплату» деревянным бревном. Технология древняя, но эффективная. Еще испытание — пожарный лабиринт. Нужно найти выход из закрытого помещения, сооруженного из контейнеров. Внутри темно, дым и полыхает самый настоящий огонь — не для слабаков!

В центре есть бассейн, где курсанты отрабатывают внештатные ситуации: прыгают в воду с вышки, учатся пользоваться эвакуационными системами, поднимаются из воды, цепляясь за «вертолетный» трос. Вылавливают манекен, изображающий потерявшего сознание человека. Даже действующие моряки и работники нефтяных компаний проходят дополнительную подготовку в центре. Самый «страшный» тренажер, пользующийся у них особым спросом, моделирует падение вертолета в воду. Кабина вертолета, в которой сидят четыре человека, погружается под воду и переворачивается. Нужно выдавить стекло и вынырнуть на поверхность. Это не очень просто, ведь в такой ситуации легко потерять ориентацию в пространстве и испугаться. А страх и паника могут стать причиной гибели.

В университете курсанты учатся важным вещам: ничего не бояться и всегда сохранять достоинство, потому что только так можно покорить море.

16.06.2014
Связанные по тегам статьи:
практические занятия
Мне бы в небо