День в поселке, расположенном на южной точке Индии, начинается за час до рассвета. В пять утра храм Каньякумари уже открыт. Паломники в черных юбках и с обнаженными торсами выстраиваются в очередь, чтобы увидеть изображение богини-девственницы — именно так можно перевести ее имя. Когда-то в носу у богини было кольцо с огромным рубином, сиявшим так сильно, что при открытых дверях храма его блеск был виден с проходящих кораблей. Те путали его со светом маяка — и разбивались о камни. Потом рубин украли англичане, обезопасив судоходство возле берегов Южной Индии.

Про блеск и тонущие корабли — это, скорее всего, выдумка. А вот про англичан и рубин, пожалуй, правда. Сейчас в носу у богини два бриллианта. Но уже не такие большие, как прежний камень — их подсвечивают электрическими лампочками. В сумраке храма драгоценные камни на статуе не видны — сияют лишь лампочки. Впрочем, пилигримов устраивает и богиня с лампочками. Их паломничество продолжается много дней. Верующие не стригут волосы, воздерживаются от общения с противоположным полом, едят только простую вегетарианскую еду и часто ходят босиком от храма к храму. При таком духовном настрое боги выглядят, как им и положено, — божественно.

Считается, что храму Каньякумари три тысячи лет. Внутри тесно, низкие потолки и чад от масляных светильников. В качестве подставок под светильники стоят каменные статуи девушек. Масло наливают им прямо в сложенные ладони, туда же вставляется фитиль. Толстый храмовый служитель, одетый в наряд наподобие римской тоги, за плату проведет вас в обход очереди. Покажет, куда вешать цветочную гирлянду, куда подливать масло, а также помажет лоб красящим порошком — на счастье.

Порядки в храмах Южной Индии строгие: фотографировать запрещено, входить следует босиком, колени должны быть прикрыты. Мужчины обязаны снимать рубашки, чтобы верхняя часть тела была обнажена. Возможно, эта старая традиция связана с индийской кастовой системой. Представители высших каст носят перекинутый через плечо веревочный шнурок. Через рубашку его не увидишь. В древности доступ в храмы был только у высших каст. Шудры и прочий неприкасаемый пролетариат мог лишь снаружи лицезреть гопурам — красивый храмовый портал с барельефами и статуями, изображающими богов и героев. Сегодня касты формально отменены, и храмы открыты для всех. Но выходцы из семей жрецов-браминов продолжают ходить со шнурками — это вопрос престижа.

В самые строгие храмы женщин пускают только в сари, а мужчин в длинных юбках-дхоти. Штаны и вообще вся шитая одежда противны богам юга Индии. Впрочем, в храм Каньякумари иногда пускают и в брюках.

История несчастной богини очень показательна. Согласно пророчеству, только богиня-девственница могла убить демона Панасура, считавшегося непобедимым.

В древности демоны плотно населяли Южную Индию. В особенности — соседнюю Шри-Ланку. До сих пор в индийских сериалах демонов-асуров изображают смуглыми и усатыми. Точно так же выглядят жители Тамил-Наду и Кералы, южных индийских штатов, имеющие дравидийское происхождение. А боги все как на подбор светлые — истинные арийцы. В борьбе между пришедшими с северо-запада ариями и аборигенами-дравидами первые победили, поэтому внешность и репутация демонов в индийских эпосах досталась вторым.

Когда богиня подросла, родители собрались выдать её замуж за бога Парамешвару. В индуизме Парамешвара — это верховный бог Шива. Или бог вообще, самый главный. Даже при переводе Библии на хинди, христианский бог становится Парамешварой. Вот только, если библейский бог всемогущ, то индийские верховные божества подчинены правилам и условностям. Чтобы свадьба состоялась, Парамешвара должен был принести до начала рассвета подарки — кокос без «глазков» (их у основания ореха три), палку сахарного тростника без круглых сочленений и лист бетеля без прожилок. Каждый индус понимает, это «то, чего на белом свете, вообще не может быть». Но Парамешвара справился.Читать дальше >>>