Новости партнеров


GEO приглашает

Итоги первого сезона интеллектуальной он-лайн игры Лига знаний «Естественный интеллект». Это интерактивное тестирование с элементами игры для популяризации и повышения естественнонаучной грамотности в области биологии, химии, географии и физики


GEO рекомендует

Ресторатор и путешественник Уиллиам Ламберти принял участие в съемке #TUMItravel. Вы тоже можете присоединиться к проекту, выложив в соцсети фотографии под хэштегом


Новости партнеров

Молочно-кофейная страна

Благодаря программе национального питания, паспортам для скота и комитету по проверке овощей финн уверен: свинью в тарелку ему не подложат
текст: Марина Великанова
Василий Ильинский

Еще три года назад Эйропекка Рислакки руководил небольшим издательским домом «Уни Уан Ой» и выпускал газету «Пять Звезд», где писал про инновационную гастрономию финского образца. Торопился на летучки, упрашивал вечно занятых шеф-поваров хельсинкских ресторанов дать ему интервью и переживал за дедлайны. Сегодня он и трое его коллег, бывшие журналисты Аки Арьола и Яри Этелелахти и шеф-повар Маркус Маулавирта, разрабатывают новый многообещающий «сюжет» — финские фермерские продукты. Только теперь они не изучают эту тему для будущих статей, а сами создают информационные поводы.

«Несколько лет назад в Финляндии и Швеции начался бум здоровой еды: были разработаны специальные школьные завтраки, по телевидению стали давать рекомендации о правильном питании, в печатных изданиях прошла волна статей о вреде жирных продуктов и пользе злаков. Тогда многие наши коллеги переквалифицировались в гастрономических журналистов. А мы с парнями решили объединить сбережения и открыть магазин эко-еды», — рассказывает Эйропекка.

В вопросах здорового питания финны доверяют только самим себе. 70 процентов покупаемых в стране овощей родом из местных теплиц или с полей. Национальный совет по питанию обновляет рекомендации по составлению рациона, основываясь на последних научных исследованиях о том, как еда влияет на здоровье, настроение, потомство и даже структуру ДНК. Последнее открытие местных светил: людям лучше всего подходят продукты, выращенные в их родном регионе.

Контроль качества фермерской продукции в Финляндии колоссальный. Каждая скотина имеет биометрический паспорт и специальный чип, который позволяет следить за ее здоровьем и перемещениями. Фермеры обязаны ежедневно заносить данные о своем хозяйстве в специальную компьютерную программу, чтобы весь аграрный сектор был у правительства как на ладони. За свою продукцию они отвечают собственным именем: на рынках лежат окорока от Меронена или яйца от Пунненена, «именные» домашние колбасы, йогурты, сыры и даже мука.

Куры и утки находятся под неусыпным контролем птицезаводчиков, а заводчики, в свою очередь, всегда на виду у санитарных служб. Например, по закону с начала марта и до конца мая домашняя птица должна находиться в закрытом помещении во избежание контактов с перелетными птицами. В прошлом году фермеры, нарушившие этот закон, отвечали перед судом.

Как результат — в Финляндии самый низкий по Европе показатель использования химикатов в сельском хозяйстве и самый низкий уровень заболеваний скота. Зная об этом, местные жители стараются покупать фермерские продукты, а если денег на них не хватает — выращивать овощи и зелень во дворе или на балконе.

За три года приятели-журналисты открыли уже четыре магазина под брендом «Ешь и радуйся». «Мы ездили по деревням, искали фермеров, которые производят что-то необычое, пробовали, выбирали лучшее или то, чего нет у других, — вспоминает Эйропекка. — Теперь у нас можно найти продукты со всей страны, от морошки до лосиного молока».

Начинающим коммерсантам помогла журналистская закалка — держать нос по ветру им полагалось еще на прошлом месте работы. Сейчас бизнес развивается прекрасно, несмотря на дороговизну деликатесов, которые лежат на прилавках. Килограмм медвежатины стоит 105 евро, оленья вырезка — от 50 евро, бутыли с лосиным молоком уходят за десять евро, а канистра домашнего сидра — за 30 евро. «Вы знаете, что Финляндия — единственная страна, где можно продавать медвежатину? Но только мясо финских медведей, не русских. Мы ведь не знаем, что они там ели в России!» — уточняет Эйропекка. Даже хлеб и сладости в «Ешь и радуйся» делают под контролем совладельцев, с нулевого этапа — помола муки. В магазине есть не только своя пекарня, но и мельница. Посетители могут выбрать любимый сорт злаков в мешках у входа, попросить добавить в тесто орехи, семечки, сушеные ягоды — да все, что душа пожелает. А в расположенной тут же пивоварне пиво делают не только из привычного солода, но и из чая, трав и даже бобовых — от 3,90 до 6,30 евро за бутылку.

Продающиеся в «Ешь и радуйся» ягоды и грибы собраны в экологически чистых районах. Яйца — только от кур свободного выпаса. Мясо — от животных, убитых гуманным способом: их усыпляют. И даже такой жестокий деликатес, как фуа-гра, здесь «гуманизирован»: уток откармливали по щадящему режиму. Все это, помноженное на дороговизну рабочей силы в Финляндии, делает ценники кусачими. Но, кажется, финны с пониманием относятся к такой ценовой политике.

Магазин никогда не пустует. Даже в будний день с утра к кассе очередь. В числе постоянных клиентов «Ешь и радуйся» — пятьдесят ресторанов Хельсинки, среди них те, что — случайное совпадение? — недавно получили мишленовские звезды. Слава финской гастрономии доносится и до далекой от эко-идей России: финское масло и сыр еще в СССР пользовались огромным спросом, а в прошлом году местным производителям пришлось даже поднять цену на сливочное масло, так много поступило на него заказов.

В отличие от россиян жители Суоми сливочному маслу предпочитают растительный маргарин, белому хлебу — ржаной, а жирному лососю — «легких» сига и ряпушку. Разделяя озабоченность клиентов своим здоровьем, в финских меню часто указывают калорийность блюд.

Только в одном продукте финны не могут себе отказать, несмотря на то, что уже много лет научное сообщество колеблется, вреден он или полезен. Это молоко. По статистике, сегодня финны пьют его в четыре раза больше, чем в 1970-е. Правда, пока ученые спорят, молоко здесь употребляют на всякий случай обезжиренное и без лактозы.

В «Ешь и радуйся» один из самых продаваемых товаров — молоко «Тинкимайто», сырое и непастеризованное. Из всех стран Европы продажа этого скоропортящегося продукта через магазины разрешена только в Финляндии, так высок здесь контроль его качества и транспортировки. Оно перевозится в упаковке «Тетра Пак» и должно быть выпито в течение двух-трех дней с удоя. Ответственность за соблюдение сроков хранения, естественно, тяжелым грузом лежит на плечах владельцев магазинов. «Мы самые большие любители молока и кофе в мире, — смеется Эйропекка. — Правда, кофе пьем без сливок и без сахара — так полезнее».

25.02.2013