Еще три года назад Эйропекка Рислакки руководил небольшим издательским домом «Уни Уан Ой» и выпускал газету «Пять Звезд», где писал про инновационную гастрономию финского образца. Торопился на летучки, упрашивал вечно занятых шеф-поваров хельсинкских ресторанов дать ему интервью и переживал за дедлайны. Сегодня он и трое его коллег, бывшие журналисты Аки Арьола и Яри Этелелахти и шеф-повар Маркус Маулавирта, разрабатывают новый многообещающий «сюжет» — финские фермерские продукты. Только теперь они не изучают эту тему для будущих статей, а сами создают информационные поводы.

«Несколько лет назад в Финляндии и Швеции начался бум здоровой еды: были разработаны специальные школьные завтраки, по телевидению стали давать рекомендации о правильном питании, в печатных изданиях прошла волна статей о вреде жирных продуктов и пользе злаков. Тогда многие наши коллеги переквалифицировались в гастрономических журналистов. А мы с парнями решили объединить сбережения и открыть магазин эко-еды», — рассказывает Эйропекка.

В вопросах здорового питания финны доверяют только самим себе. 70 процентов покупаемых в стране овощей родом из местных теплиц или с полей. Национальный совет по питанию обновляет рекомендации по составлению рациона, основываясь на последних научных исследованиях о том, как еда влияет на здоровье, настроение, потомство и даже структуру ДНК. Последнее открытие местных светил: людям лучше всего подходят продукты, выращенные в их родном регионе.

Контроль качества фермерской продукции в Финляндии колоссальный. Каждая скотина имеет биометрический паспорт и специальный чип, который позволяет следить за ее здоровьем и перемещениями. Фермеры обязаны ежедневно заносить данные о своем хозяйстве в специальную компьютерную программу, чтобы весь аграрный сектор был у правительства как на ладони. За свою продукцию они отвечают собственным именем: на рынках лежат окорока от Меронена или яйца от Пунненена, «именные» домашние колбасы, йогурты, сыры и даже мука.

Куры и утки находятся под неусыпным контролем птицезаводчиков, а заводчики, в свою очередь, всегда на виду у санитарных служб. Например, по закону с начала марта и до конца мая домашняя птица должна находиться в закрытом помещении во избежание контактов с перелетными птицами. В прошлом году фермеры, нарушившие этот закон, отвечали перед судом.

Как результат — в Финляндии самый низкий по Европе показатель использования химикатов в сельском хозяйстве и самый низкий уровень заболеваний скота. Зная об этом, местные жители стараются покупать фермерские продукты, а если денег на них не хватает — выращивать овощи и зелень во дворе или на балконе.

За три года приятели-журналисты открыли уже четыре магазина под брендом «Ешь и радуйся». «Мы ездили по деревням, искали фермеров, которые производят что-то необычое, пробовали, выбирали лучшее или то, чего нет у других, — вспоминает Эйропекка. — Теперь у нас можно найти продукты со всей страны, от морошки до лосиного молока».

Начинающим коммерсантам помогла журналистская закалка — держать нос по ветру им полагалось еще на прошлом месте работы. Сейчас бизнес развивается прекрасно, несмотря на дороговизну деликатесов, которые лежат на прилавках. Килограмм медвежатины стоит 105 евро, оленья вырезка — от 50 евро, бутыли с лосиным молоком уходят за десять евро, а канистра домашнего сидра — за 30 евро. «Вы знаете, что Финляндия — единственная страна, где можно продавать медвежатину? Но только мясо финских медведей, не русских. Мы ведь не знаем, что они там ели в России!» — уточняет Эйропекка. Даже хлеб и сладости в «Ешь и радуйся» делают под контролем совладельцев, с нулевого этапа — помола муки. В магазине есть не только своя пекарня, но и мельница. Посетители могут выбрать любимый сорт злаков в мешках у входа, попросить добавить в тесто орехи, семечки, сушеные ягоды — да все, что душа пожелает. А в расположенной тут же пивоварне пиво делают не только из привычного солода, но и из чая, трав и даже бобовых — от 3,90 до 6,30 евро за бутылку.Читать дальше >>>