Миром забытое шоссе, или трасса №43, возникло на месте тропы, которую когда-то здесь, в доисторических папоротниковых джунглях, проложили племена маори. Его длина — около 150 километров, и по пути нет ни одной заправки.

Трасса №43 до того, как стала гордо именоваться Миром забытым шоссе (а случилось это чуть более 20 лет тому назад), была достаточно оживленной дорогой. Она связывала между собой два новозеландских региона на Северном острове — Таранаки и Кинг Кантри. В 1901 году правительство развернуло здесь один из самых больших своих проектов: строительство железной дороги Стратфорт-Окахукура. Она должна была стать одной из самых занятых и, соответственно, окупаемых дорог в стране. Ведь обошлась она Новой Зеландии совсем не дешево: в два миллиона фунтов стерлингов. Если переводить на современные деньги — 9,4 миллиарда новозеландских долларов (около восьми миллиардов долларов США).

На строительство железной дороги отправились сотки переселенцев, или пионеров, как их принято называть в Новой Зеландии. В течение почти 32 лет они клали рельсы, шпалы, прорубали тоннели, возводили мосты, параллельно с работой они селились в близлежащих городках и деревнях, заводили семьи, рожали детей и умирали...

Основным городом железнодорожников стал Тангаракау, население в котором в 1925 году достигло отметки в 1200 человек. В городе было все для беззаботной жизни: магазины, парикмахерские, почта, мясные лавки, кафе со свежим кофе. Жилые зоны были поделены на три сектора: в одном обитали холостяки мужского пола, в другом — семьи с детьми, в третьем — семьи без детей. Последний район в народе прозвали «изюм без косточек». В 2008 году от Тангаракау осталось всего два жилых дома. Похожая судьба постигла и все остальные населенные пункты на трассе №43.

Железная дорога Стратфорт-Окахукура большую часть своего пути проходит параллельно с трассой №43, и трудно сказать, что из них сейчас наиболее забыто миром? Ведь последний пассажирский поезд проехал по этим местам в 1983 году. Правда, два года назад одна из местных туристических компаний взяла дорогу в аренду на 30 лет. Теперь любой желающий за определенную плату может сесть в машинку, похожую на те, что катаются на полях для гольфа, и отправиться в затерянные миры.

Кроме 15 заброшенных железнодорожных станций трасса №43 проходит сквозь селения-призраки, в которых либо уже никто не живет, либо осталось не больше двух-трех человек. Но каждый из этих населенных пунктов неизменно встречает табличкой с названием и хоть какой-то небольшой, но историей.

Кохуратахи знаменит тем, что в Первую мировую войну отсюда на фронт ушел 131 человек. 41 из них так и не вернулись домой.

Марко назван в честь одноименной дороги, которая получила свое имя от клички собаки местного охотника, убитой здесь диким кабаном.

Аотухиа приглашает посетить «Мост куда-то», построенный в 1937 году по образцу «Моста в никуда», который находится в Национальном парке Вангануи, в трехстах километрах от Веллингтона.

Но самая главная достопримечательность Миром забытого шоссе — республика с непроизносимым с первой попытки названием Вонгамомона. Это единственная республика во всей Новой Зеландии. В 1989 году местный совет решил отсоединить городок Вонгамомона от региона Таранаки, чтобы присоединить к соседней Манавату-Уангануи. Местным жителям идея не понравилась и они восстали. Возмущались они долго и настойчиво, потому что с такими переменами в их жизнь приходило непонимание, за какую команду по регби им придется болеть: за ту, за которую болели с рождения, или за ту, к региону которой их присоединят? В итоге, 1 ноября 1989 года они провозгласили себя независимой республикой.

Сейчас каждые два года в Вонгамомона проводят День республики, на котором избирается новый президент. Из бывших правителей миру запомнились две персоны: козел Билли, который во время выборов съел все голоса других кандидатов и, тем самым, одержал победу, и пудель Тая. Выборы всегда сопровождаются массовыми гуляньями и различными местными состязаниями: соревнуются, к примеру, в гонках на овцах и в сдирании шкур с опоссумов.

На День республики в Вангамомона съезжаются и туристы. Но для того, чтобы попасть на национальный праздник, сначала следует обзавестись местным паспортом, который можно получить за символическую плату в ближайших цивилизованных городках, например в Стратфорде.

В Вангамомона также есть примечательный старинный отель, который был построен в 1911 году — на месте сгоревшего предшественника. Здесь до сих пор принимают туристов со всего мира, кормят их и поят местным вином, направо и налево выдавая гражданство независимой республики Вангамомона. Говорят, фермеры с близлежащих деревень ездят в паб отеля, чтобы пропустить по бокальчику, а потом безнаказанно возвращаются на своих автомобилях домой. Ведь в республике Вангамомона нет полиции...

В конце пути, через 150 километров, несколько тоннелей, четыре перевала и исторический лес с древовидными папоротниками, наконец, появляется Стратфорд — городок, в котором находится кинотеатр, где впервые в Южном полушарии показывали кино со звуком. Именно туда я ходила на премьеру «Хоббита». Но это уже совсем другая страница новозеландской истории. geo_icon