За последние сутки несколько авиакомпаний Европы и Северной Америки — среди которых «Эйр Берлин», «Эйр Канада», «ИзиДжет» — в срочном порядке изменили инструкции для экипажей, введя правило, действующее в США и в России: в течение всего полета в кабине пилотов должны находиться два человека. То есть если одному из пилотов надо ненадолго отлучиться, в кабину должен зайти бортпроводник. Правило «двух человек в кабине» должно стать дополнительной страховкой от случаев, подобных падению лайнера Germanwings — когда один из пилотов закрывается в кабине и меняет курс самолета.

На эти дополнительные меры безопасности авиакомпании подвигли чудовищные результаты расшифровки «черного ящика» с разбившегося в Альпах самолета А320 Germanwings — второй пилот, оставшись в кабине один, заблокировал дверь изнутри, установил на автопилоте минимальную высоту и не реагировал ни на стук в дверь, ни на множественные обращения диспетчеров с земли.

Снижение продолжалось восемь минут, пока лайнер на скорости 700 километров в час не врезался в гору, разлетевшись на мелкие куски. На его борту было 144 пассажира и шесть членов экипажа. В кабине был второй пилот, 27-летний Андреас Лубиц (некоторые немецкие СМИ, следуя неписаным правилам журналистской этики в Германии, упорно не называют фамилии обоих пилотов).

В ходе ночных обысков в квартире второго пилота немецкие следователи нашли подтверждения того, что 27-летний Андреас Лубиц был психически болен. В частности, был обнаружен больничный лист, действовавший в день крушения. Очевидно, пилот скрыл свою болезнь от авиакомпании.

Под впечатлением катастрофы, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) призвала авиакомпании усилить контроль за психическим состоянием пилотов и ввести регулярные психологические тесты для проверки состояния летчиков.

В ходе расследования выяснилось, что «Люфтганза» (материнская компания Germanwings) проводит тестирование психологической устойчивости пилотов лишь при приеме на работу. И в дальнейшем полагается на добровольное обращение за помощью, а также контроль со стороны товарищей — правила компании предписывают пилотам «Люфтганзы» немедленно сообщать о странностях в поведении их коллег.

Опубликованное в прошлом году в США исследование о самоубийствах пилотов «на рабочем месте» анализирует 7244 крушений самолетов за последние двадцать лет (с 1993 до 2012 год). Выяснилось, что лишь 24 падения самолетов были вызваны не техническими неисправностями или ошибками пилотирования, а сознательными действиями пилотов.

Это хотя и меньше одного процента от всей статистики, но тем не менее достаточно для того, чтобы авторы исследования подняли вопрос: достаточно ли авиакомпании помогают своим пилотам справляться со стрессом? Ведь уровень психологической нагрузки в профессии крайне высок: на свете не так много гражданских специальностей, которые предполагают ежедневную личную ответственность за десятки жизней.

Спешное введение правила «двух человек в кабине в течение всего полета» — экстренная реакция европейских авиакомпаний на катастрофу. Подобное правило уже давно действует не только в США, но и в некоторых европейских компаниях (например, чешской «Чех Эйрлайнс»).

Скептики, конечно, возразят: если психически больной человек затеял нечто подобное, его мало кто остановит. Но в случае с Germanwings бортпроводник в кабине мог бы разблокировать дверь и впустить обратно командира воздушного судна.

Федеральные авиационные правила России гласят: «В случае выполнения полета экипажем воздушного судна, состоящим только из двух пилотов, при покидании рабочего места одним из пилотов в кабине летного экипажа должен находиться, не занимая рабочего места пилота, член кабинного экипажа». Эти предписанием руководствуются российские авиакомпании и при составлении внутренних документов для персонала. 

По словам одного из бывших пилотов гражданской авиации, правило "два человека в кабине" соблюдается не всегда. Авиакомпании зачастую экономят на персонале и выполняют рейсы с недостаточным количеством бортпроводников. Поскольку во время рейсы бортпроводники заняты в салоне, "подстраховать" пилота иногда бывает некому. geo_icon