Модного блогера узнаешь если не по походке, то уж по помаде точно. Безупречный красный оттенок губ, плечистый пиджак поверх тельняшки, мужские джинсы... 37-летняя Кароль Туати, француженка по происхождению и жительница Барселоны по убеждению, — королева стиля «уличной моды». У выхода из метро на нее оборачиваются старушки. А старички отводят взгляд — в их времена одевались иначе.

Двенадцать лет назад она перебралась в Барселону с севера Франции. А пять лет назад основала первый в городе блог уличных тенденций. Никогда не учившаяся ни моде, ни искусствоведению, она начала фотографировать уличных чудаков и записывать их истории. Мы сидим в кафе модного района Побле-Сек — белые стены, щербатые столы, чахлый вереск в горшочках, наивные картинки на стенах... Похоже, Барселона сходит с ума по всему нордическому.

«Скандинавский дизайн сейчас на гребне волны! — восклицает Кароль.  — Четыре года назад все умирали по винтажу и барочному нагромождению деталей, а сейчас все излишества как ветром сдуло».

Четыре года назад Европу, а вместе с ней и Испанию накрыл мировой экономический кризис. С тех пор страна бьет печальный рекорд за рекордом — второе место в ЕС по количеству безработных, сразу после разорившейся Греции. Причем среди молодежи без работы сидят больше половины. Целые семьи живут на одну пенсию своих дедушек и бабушек. Не здесь ли кроется причина этой новой «сдержанности»?

На барселонских улицах как грибы после дождя открываются салоны ретро-вещиц — строгих каталонцев влекут угловатые радиолы из 1950-х. Входят в моду магазинчики «сделай сам», торгующие бусинами, шнурками, тканями — сырьем для стилевого высказывания. Местные марки кожаных сумок и авангардных аксессуаров берут качеством и простотой, дикой мыслью и кропотливостью.

Кароль Туати улыбается: «Каталонцы настолько не хотят быть испанцами, что в поисках себя начинают подражать французам или даже скандинавам. Но при этом они всегда открыты всему новому».

В пору экономического уныния, охватившего город, особенно удивительно слышать об этом гигантском проекте — Центре дизайна Барселоны (Disseny Hub Barcelona). Незадолго до кризиса испанское правительство одобрило выделение ему 90 миллионов евро. Его строили не один год, открыться Центр должен в 2014 году — и станет самым большим музеем города.

В мире еще не видали ничего подобного — 26 тысяч квадратных метров посвящены, по сути, исследованию барселонского самосознания. Городская идентичность раскрывается через предметы интерьера и моду, графику, промышленный дизайн и историю материалов — чего здесь только нет! Как будто этим огромным зданием, словно вырубленным из куска гранита параллелепипедом, творческая энергия Барселоны возводится на пьедестал.

Но самое поразительное (после размеров) — это расположение. Центр достраивают в районе площади Глориес, в получасе ходьбы от знаменитой на весь мир Саграды Фамилия (собора Святого Семейства). Вокруг  — трущобы, заброшенные скверы, помойки и рулоны рабицы. Рядом возвышается еще один символ городского модернизма — светящийся по ночам стеклянный офисный огурец, построенный по проекту французского архитектора Жана Нувеля.

С менеджером проекта Элизабет Хуан мы стоим посреди гениально продуманного нижнего зала музея — он расположен чуть ниже уровня земли. За окном стена, увитая живым плющом, декоративная река и площадь со светодиодными лампами, из которых по вечерам можно создавать световые «скульптуры».

«Мы не хотим вторгаться в окружающую среду и стараемся ассимилироваться, — рассказывает Элизабет Хуан. — Поэтому площадь у входа в здание отдана горожанам, здесь они могут встречаться, кататься на скейте. Раньше от метро домой люди пробирались через буреломы, а теперь мы поставили в главном холле музея эскалаторы — и сквозь здание можно пройти. Мы хотим, чтобы наш Центр стал частью общего городского пространства».Читать дальше >>>