Долой иерархию и условности: несмотря на свою руководящую должность в крупной IТ-компании, 47-летняя Туве Oксетер каждое утро садится на велосипед и 40 минут едет на работу. Ее муж и две дочки-старшеклассницы делают то же самое, а вместе с ними и полгорода — каждый второй житель Копенгагена (и две трети депутатов датского парламента!) добирается на велосипеде в офис, университет и по делам. Независимо от погоды и принятого в офисе дресс-кода. Для велосипедистов Копенгагене созданы все условия: в общей сложности 390 километров велодорожек, отдельные светофоры, велостоянки и даже специальные аппараты для подкачки колес.

Впрочем, колеса можно и без того подкачать в любом веломагазине, то есть на каждом углу — бесплатно.

За один день Туве проезжает около 20 километров, что «не так уже и много», по ее словам. Ее не останавливает ни дождь, ни ветер, ни мороз зимой. Вот только если на улице гололед, она пересаживается на автобус. Хотя, добавляет Туве, в сильные снегопады велодорожки всегда очищают в первую очередь. Мечта — и только.

А вот несколько десятков лет назад все было совсем по-другому. После Второй мировой жители столицы Дании мечтали о собственном автомобиле. Градостроители бредили широкими бульварами и гигантскими небоскребами, а личный автомобиль считался пределом мечтаний. Этим грезам не суждено было сбыться — нефтяной кризис 1970-х ударил по экономике, датчане поняли, что им нужно пересмотреть энергетическую политику и менять свои потребительские привычки. Тогда-то и началась популяризация велосипедов — полезного для здоровья, экологии и кошелька вида транспорта.

Сегодня при покупке нового автомобиля всевозможные пошлины в Дании достигают 180 процентов от его стоимости. А цифры говорят сами за себя — на 520 тысяч жителей центрального Копенгагена приходится 560 тысяч велосипедов. В семье Туве из четырех человек — шесть байков. И это совсем не предел.

У Копенгагена амбициозная цель: к 2025 году стать первой углеродно-нейтральной столицей мира, то есть свети к нулю свои выбросы углекислого газа и полностью перейти на энергоснабжение из возобновляемых источников. Этот план был озвучен еще шесть лет назад. Первый шаг уже сделан — с 2005 по 2011 год выбросы углекислого газа упали на 21 процент.
Мэрия активно инвестирует в развитие солнечной и ветряной энергии, переводит автобусы с бензина на биотопливо и электричество, модернизирует дома и квартиры так, чтобы сократить потребление энергии.

На все эти меры потребуется 2,7 миллиарда датских крон из городского бюджета (более 20 миллиардов рублей).

Экономию энергии мэрия стимулирует самым понятным способом — с помощью повышения цен на коммунальные услуги. Мэрия объявила, что к 2020 году средний счет за газ и отопление вырастет на 900 крон, а плата за электричество поднимется на 250 крон — прямой стимул поменять старое оборудование на новое и более энергоэффективное. Именно так потребление энергии в Копенгагене должно снизиться на пять процентов уже к 2020 году.

Как только выглядывает солнце, жители Копенгагена спешат в городские парки — 96 процентов горожан, по данным мэрии, живут в 15 минутах ходьбы от зеленой зоны. Одни расстилают одеяла на траве у замка Розенборг, другие прогуливаются вдоль реки в квартале Христиания, третьи спешат устроиться в беседках парка Суперкилен, неподалеку от неоновой вывески «Москвич» и других вещичек, завезенных сюда со всего света.

У жителей округа Нёрребро, известного пестрым этническим составом, свои привычки — они любят отдыхать... на кладбище. Там катаются на велосипедах, гуляют с малышами и даже устраивают пикники.

«А что такого? — пожимает плечами длинноволосый блондин по имени Ингольф, смакуя сендвич с красной рыбой у могилы. — Не думаю, что мы беспокоим усопших». Туристы, приходящие сюда, чтобы увидеть последнее пристанище знаменитого сказочника Ханса Христиана Андерсена, удивляются, если не видом смеющихся бабуль на травке, то относительно скромным убранством надгробных камней великих людей.

Туве Оксетер согласна: «Нет ничего страшного в том, чтобы отдыхать с семьей на кладбищах. Это же тоже зеленые зоны, и было бы жаль, если б они простаивали. Главное — не трогать могилы и не тревожить родственников, пришедших навестить усопших». Также ее возмущают полуголые люди, которые пытаются загорать средь могил.Читать дальше >>>