Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


Копенгаген: мечты зеленого города

В этом городе больше велосипедов, чем жителей. В нем из любой точки до ближайшего парка — не больше 15 минут пешком. Здесь очень не любят свалки, еще больше не любят автомобили и устраивают пикники на кладбище. Как живется людям в самой «зеленой» столице Европы? Один день из жизни простой датской семьи
текст: Татьяна Щербакова
S-F Shutterstock

Долой иерархию и условности: несмотря на свою руководящую должность в крупной IТ-компании, 47-летняя Туве Oксетер каждое утро садится на велосипед и 40 минут едет на работу. Ее муж и две дочки-старшеклассницы делают то же самое, а вместе с ними и полгорода — каждый второй житель Копенгагена (и две трети депутатов датского парламента!) добирается на велосипеде в офис, университет и по делам. Независимо от погоды и принятого в офисе дресс-кода. Для велосипедистов Копенгагене созданы все условия: в общей сложности 390 километров велодорожек, отдельные светофоры, велостоянки и даже специальные аппараты для подкачки колес.

Впрочем, колеса можно и без того подкачать в любом веломагазине, то есть на каждом углу — бесплатно.

За один день Туве проезжает около 20 километров, что «не так уже и много», по ее словам. Ее не останавливает ни дождь, ни ветер, ни мороз зимой. Вот только если на улице гололед, она пересаживается на автобус. Хотя, добавляет Туве, в сильные снегопады велодорожки всегда очищают в первую очередь. Мечта — и только.

А вот несколько десятков лет назад все было совсем по-другому. После Второй мировой жители столицы Дании мечтали о собственном автомобиле. Градостроители бредили широкими бульварами и гигантскими небоскребами, а личный автомобиль считался пределом мечтаний. Этим грезам не суждено было сбыться — нефтяной кризис 1970-х ударил по экономике, датчане поняли, что им нужно пересмотреть энергетическую политику и менять свои потребительские привычки. Тогда-то и началась популяризация велосипедов — полезного для здоровья, экологии и кошелька вида транспорта.

Сегодня при покупке нового автомобиля всевозможные пошлины в Дании достигают 180 процентов от его стоимости. А цифры говорят сами за себя — на 520 тысяч жителей центрального Копенгагена приходится 560 тысяч велосипедов. В семье Туве из четырех человек — шесть байков. И это совсем не предел.

У Копенгагена амбициозная цель: к 2025 году стать первой углеродно-нейтральной столицей мира, то есть свети к нулю свои выбросы углекислого газа и полностью перейти на энергоснабжение из возобновляемых источников. Этот план был озвучен еще шесть лет назад. Первый шаг уже сделан — с 2005 по 2011 год выбросы углекислого газа упали на 21 процент.
Мэрия активно инвестирует в развитие солнечной и ветряной энергии, переводит автобусы с бензина на биотопливо и электричество, модернизирует дома и квартиры так, чтобы сократить потребление энергии.

На все эти меры потребуется 2,7 миллиарда датских крон из городского бюджета (более 20 миллиардов рублей).

Экономию энергии мэрия стимулирует самым понятным способом — с помощью повышения цен на коммунальные услуги. Мэрия объявила, что к 2020 году средний счет за газ и отопление вырастет на 900 крон, а плата за электричество поднимется на 250 крон — прямой стимул поменять старое оборудование на новое и более энергоэффективное. Именно так потребление энергии в Копенгагене должно снизиться на пять процентов уже к 2020 году.

Как только выглядывает солнце, жители Копенгагена спешат в городские парки — 96 процентов горожан, по данным мэрии, живут в 15 минутах ходьбы от зеленой зоны. Одни расстилают одеяла на траве у замка Розенборг, другие прогуливаются вдоль реки в квартале Христиания, третьи спешат устроиться в беседках парка Суперкилен, неподалеку от неоновой вывески «Москвич» и других вещичек, завезенных сюда со всего света.

У жителей округа Нёрребро, известного пестрым этническим составом, свои привычки — они любят отдыхать... на кладбище. Там катаются на велосипедах, гуляют с малышами и даже устраивают пикники.

«А что такого? — пожимает плечами длинноволосый блондин по имени Ингольф, смакуя сендвич с красной рыбой у могилы. — Не думаю, что мы беспокоим усопших». Туристы, приходящие сюда, чтобы увидеть последнее пристанище знаменитого сказочника Ханса Христиана Андерсена, удивляются, если не видом смеющихся бабуль на травке, то относительно скромным убранством надгробных камней великих людей.

Туве Оксетер согласна: «Нет ничего страшного в том, чтобы отдыхать с семьей на кладбищах. Это же тоже зеленые зоны, и было бы жаль, если б они простаивали. Главное — не трогать могилы и не тревожить родственников, пришедших навестить усопших». Также ее возмущают полуголые люди, которые пытаются загорать средь могил.

Семья Туве и сама живет у кладбища. Оно через дорогу — надгробные камни видны из окна гостиной. Но в глазах жителя Копенгагена — это обычный парк, который мэрия внесла в список городских зон отдыха.

Только где мусор? И в обычных парках, и на кладбищах на удивление чисто. «Похоже, ваше правительство заботится о чистоте вокруг», — говорю я Ингольфу. «А как иначе?» — отвечает мой собеседник, складывая смятую салфетку в целлофановый пакет и укладывая его в рюкзак.
Когда несколько лет назад мэрия задалась целью вывести как можно больше горожан из домов и заманить их в парки, сразу встал вопрос, как поступать с мусором, объем которого вырастет пропорционально числу прогуливающихся. Что делать? Покупать больше урн? Можно, но это решит проблему лишь частично — отходов все равно буде больше. Выход был найден — в парках развесили аппараты для выдачи пакетов для мусора и таблички: «Спасибо, что забрали мусор с собой».

Датчане оказались народом воспитанным и чистоплотным — для большинства из них не составило труда донести свои пустые бутылки до стационарного контейнера. А впрочем, и без бесплатных пакетов жители Копенгагена всегда стараются оставить после себя порядок.

Большую часть отходов в Дании перерабатывают — во всех городах установлены контейнеры для раздельного сбора мусора и аппараты для приема бутылок и пластика. Около 40 процентов — сжигают, а полученной энергией отапливают дома. На свалку отправляется мизерная доля отходов — менее двух процентов.

В Копенгагене тем временем строится новый мусоросжигательный завод, который станет... горнолыжным курортом. На его крыше планируют построить снежный склон, чтобы хоть как-то оправдать индустриальную постройку в непосредственной близости к центру города. Датчане, у которых в стране нет ни одной приличной горы, приняли эту затею «на ура».

Туве Оксетер любит готовить, но почти не ходит в супермаркеты. Продукты ей привозит компания Aarstiderne, которая вот уже 15 лет доставляет жителям Копенгагена органическую пищу — продукты, выращенные без синтетических удобрений и регуляторов роста и свободные от искусственных пищевых добавок.

«Отличный сервис, — говорит Туве. — Муж и дочери ставят галочки напротив блюд, которые они хотят увидеть на столе на следующей неделе, а я делаю заказ и получаю коробку со всем необходимым для их готовки».

Таким образом, хозяйкам приходит точное, по рецепту, количество продуктов, которое они расходуют до последнего грамма.

Впрочем, стремление к рациональному использованию продуктов — это не просто локальная инициатива одной отдельно взятой семьи. Осенью 2013 года в Копенгагене прошла первая акция «Вместе против пищевых отходов» — тысячи людей попробовали блюда, целиком приготовленные из продуктов, которые супермаркеты и рестораны готовились отправить на свалку.

В ту же осень в городе открылся ресторан Rub&Stub, работающий по принципу безотходности — все блюда, в том числе десерты, делаются из списанных продуктов. Их не собирают по помойкам, а получают централизованно — излишки еды проекту жертвуют фермеры, магазины и булочные. Угадать, какие именно «вкусности» окажутся в руках повара Rub&Stub невозможно, поэтому меню ресторана каждый день. (В Европе уже сложилось целое движение энтузиастов, готовящих из выброшенных продуктов. «Мусорные дегустации» —репортаж об одном из них.)

Создатели проекта, уверяют, что не ищут просроченной еды. Они берут вполне приличные, но потерявшие товарный вид продукты, например одиночные бананы, еду «неправильной» формы или с дефектами упаковки, а также «излишки» обычных ресторанов. За несколько лет работы ресторан подал (и продал) гостям три с половиной тонны еды, которая была обречена на выброс.

Идея безотходной едальни настолько понравилась жителям Копенгагена, что столик в заведении надо бронировать не меньше, чем за неделю. Меню публикуется в день посещения на странице проекта в Фэйсбуке. По датским меркам цены в заведении средние — кремовый картофельный суп с крутонами можно заказать за 38 крон (около 300 рублей), а ростбиф с клюквенным пюре и свекольный салат с винным соусом — 128 крон (около 1000 рублей).

И это вовсе не единственный проект, который базируется на стремлении датчан дать вещам вторую жизнь. «Что мусор для одних, может быть сокровищем для других», — гласит огромная надпись на стене жилого дома недалеко от центра города. Так считают и четверо предприимчивых студентов, открывших в датской столице бесплатный велопрокат. Часть велосипедов попадают к ним со свалок, какие-то экземпляры за ненадобностью отдают знакомые. Ребята сами чинят найденные велосипеды и сдают их в аренду всем желающим. На сайте проекта можно заполнить заявку и, если байки есть в наличии, ребята свяжутся с вами, чтобы предложить двухколесного друга на несколько дней.

Создатели сервиса очень гордятся тем, что распространяют не только бесплатную услугу, но и доверие между людьми. «Мы не требуем никаких документов, однако наши клиенты всегда возвращают арендованные велосипеды», — не без удовольствия говорят они. Сервис пользуется популярностью — заявок больше, чем велосипедов, поэтому лучше оформить заказ за несколько дней.

На что еще готовы жители Копенгагена в стремлении сделать этот мир лучше? «Я вот меняю одежду, — вспоминает Туве об еще одной городской инициативе, призванной уменьшить уровень потребления и урезать семейные расходы. — Вот ведь бывает — одежды куча, а надеть нечего. Все платья поднадоели, уже не радуют глаз».

В такие моменты Туве берет в охапку вещи, к которым она остыла, и несет их в обменный магазин. «Приносишь два костюма — уносишь два костюма», — поясняет она. — «И гардероб освежил, и ничего не потратил». Очевидный плюс предприятия — то, что одежды не прибавляется и дом не превращается в барахолку, сияет Туве.

Тем временем Копенгаген, который уже дважды — в 2012 и 2014 годах — удостаивался звания самого зеленого города мира (согласно исследованию Global Green Economy Index), а также носит титул «зеленой европейской столицы», который присуждает Евросоюз, не останавливается на достигнутом.

К 2050 году город планирует полностью отказаться от ископаемого топлива — нефти, угля, газа. А пока все усилия сконцентрированы на дороге к углеродно-нейтральному статусу.

Работы еще много — чаще и больше использовать биомассы и тепловые насосы, тщательнее сортировать мусор, тратить вдвое меньше энергии на освещение улиц и убедить три четверти горожан отказаться от машин.

План довольно амбициозный, говорит мэр Франк Йенсен, но реалистичный. Во всяком случае местные жители относятся к нему с энтузиазмом.

13.05.2015