Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

Korean Air названа лучшей авиакомпанией  для бизнес-путешественников по версии Russian Business Travel & Mice Award. Крупнейший южнокорейский авиаперевозчик выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск и Владивосток


Конец эпохи

Ближайшие дни — последние в истории Шереметьево-1. Старейший из существующих терминалов Шереметьево будет демонтирован, а на его месте появится новый, который станет крупнейшим в аэропорту
текст: Юрий Плохотниченко
фото: РИА-Новости

Шереметьево-1— ветеран: терминал проработал на обслуживании регулярных рейсов ровно полвека — с сентября 1964 года до сентября 2014. Огромный и современный — по советским меркам шестидесятых годов — терминал давно и безнадежно устарел. Он мог закончить карьеру на несколько лет раньше, если бы не нехватка пропускной способности в других терминалах аэропорта Шереметьево.

Шереметьево-1 стал первым настоящим международным терминалом — до его открытия обслуживанием пассажиров в течение пяти лет с большим или меньшим успехом занимались в административном здании и различных павильонах аэропорта.

Несмотря на внешнюю простоту конструкции, Шереметьево-1 имел свои изюминки, главной из которых стала знаменитая «рюмка» (она же «шайба») — круглый зал с выходами на посадку посреди перрона. С основным зданием ее соединяли стометровой застекленной галереей.

В 70-х годах «рюмка» даже имела два телетрапа, которые использовались на международных рейсах. Просуществовали они всего несколько лет — по одной из версий, из-за проблем с зимней эксплуатацией. В остальном пассажиры стоявших неподалеку от терминала самолетов ходили до лайнера пешком — по нарисованным на перроне пешеходным дорожкам. А до дальних стоянок везли автобусами.

Как часто бывает с терминалами, звездный час Шереметьево-1 пришелся на стартовый период эксплуатации — в 60-е и 70-е годы. В эти полтора десятилетия он обслуживал львиную долю международных рейсов в СССР — и был, таким образом, основной дверью в «железном занавесе», который отделял страну от внешнего мира. В этом качестве он снят в нескольких фильмах. Наиболее известна заключительная сцена «Невероятных приключений итальянцев в России». Среди прочего, в фильме можно увидеть редкую ныне в России роскошь — открытый балкон терминала с видом на летное поле. Кроме того, в терминале можно заметить прообразы нынешних магазины дьюти-фри и прочие редкие тогда сервисы. Например, почтовое отделение — кстати, успешно проработавшее почти все эти полвека.

Несмотря на высокий статус, Шереметьево-1 не был свободен от типичных недостатков советских аэровокзалов в виде очередей, скученности, дефицита кафе и магазинов — тем более, что обслуживал в одном здании и внутренние, и международные рейсы.

В 70-е годы проблему переполненности частично решили строительством рядом отдельного павильона для прибывающих рейсов — кстати, тоже проявление стандартного советского подхода, когда технологическое удобство ставилось выше комфорта пассажиров. Другим решением было появление в Москве на Ленинградском проспекте центрального аэровокзала, где можно было пройти регистрацию на рейс и прибыть на посадку (в любой из московских аэропортов) на специальном автобусе, избежав толкотни в терминале.

К Олимпиаде-80 на противоположной стороне летного поля появился куда более продвинутый терминал Шереметьево-2, забравший себе все международные рейсы.

Шереметьево-1 лишился «импортного» лоска и стал обслуживать только внутренние маршруты. Причем далеко не все — в советские времена московские аэропорты специализировались по направлениям. Шереметьево, расположенный северо-западнее Москвы, принимал главным образом рейсы из аэропортов северо-запада СССР — в частности, Ленинграда или Риги.

Распад СССР резко сократил количество маршрутов и частоту внутренних авиарейсов. Зато начался рост международных перевозок, которые в Москве мог тогда обслуживать только Шереметьево. Мощностей второго терминала стало не хватать, и часть международных рейсов снова стала вылетать из Шереметьево-1. В частности, все 90-е годы в терминале базировалась авиакомпания «Трансаэро», ставшая крупнейшим после «Аэрофлота» международным перевозчиком.

При этом условия от нового совмещения внутренних и международных перевозок лучше не стали: в основном терминале и павильоне прилета возвели массу новых перегородок, место везде было в дефиците. Как и в большинстве старых советских аэровокзалах, пассажиры внутренних рейсов зачастую ожидали посадки в крайне тесных «накопителях», где мало кому доставалось сидячее место.

Со строительством уже в XXI веке новых терминалов во всех московских аэропортах международные рейсы вновь постепенно покидают Шереметьево-1.

С середины 2000-х годов терминал вновь специализируется исключительно на внутренних перевозках, которые стремительно растут — в основном, из-за расширения бизнеса «Аэрофлота».  Но и этот всплеск недолог — в конце 2009 года «Аэрофлот» переводит все свои внутренние рейсы в новый терминал Шереметьево-3. Тогда же аэропорт затевает очень спорное переименование терминалов — Шереметьево-1 предлагается официально именовать «терминалом В». Однако более удобный и привычный термин «Шереметьево-1» сохраняется в обиходе — как среди пассажиров, так и среди персонала аэропорта.

Активную фазу деятельности Шереметьево-1 закончил как терминал бюджетных авиакомпаний. Полтора года — с 2010-го по 2011-ый — он был базой «Авианова». Среди прочего, менеджмент лоукост-перевозчика для пущей экономии просил аэропорт вернуться к старому варианту «пешком от терминала к самолету», но в Шереметьево отказались. Другой особенностью этого периода стал тройной контроль безопасности — первый кордон на входе в терминал, второй — перед линией регистрации, и третий — досмотр уже только ручной клади. А пассажиры, приезжавшие автобусом-шаттлом из терминала Е, проходили в общей сложности пять-шесть линий практически одинакового контроля!

После закрытия «Авиановы» Шереметьево-1 еще год обслуживал единичные внутренние рейсы, а в конце 2012 года остался без регулярных перевозок. Правда, в терминале постоянно функционировал VIP-зал, обслуживавший в основном пассажиров бизнес-джетов. Изредка случались и чартеры.

Однако судьба подарила Шереметьево-1 еще немного активной работы — в июне-июле 2014 года там базировался аэрофлотовский дискаунтер «Добролет». Когда он стал жертвой санкций, его пассажиров до середины сентября развозила «ОренЭйр», оказавшаяся последним регулярным клиентом терминала.

После всплеска летом 2014-го Шереметьево-1 вернулся в состояние терминала-призрака: он функционирует, в него можно войти, но нечем улететь. А на днях закончится и это «призрачное» существование.

Среди всех аэропортовых терминалов России у Шереметьево-1, возможно, самая пестрая судьба. Окончание его службы почтят сегодня, 7 апреля, специальной церемонией. Он это заслужил. 

07.04.2015