Товарные поезда в Швейцарии курсируют ночью, потому что днем сеть железных дорог полностью загружена пассажирскими перевозками. (О том, почему швейцарцы предпочитают поезда личным автомобилям, мы недавно писали). Однако вагоны с грузом шумят сильней, чем вагоны с пассажирами, и поэтому мешают окрестным жителям спать.

Чтобы уберечь уши граждан от постоянного гула, министерство окружающей среды Швейцарии обратилось за помощью к физикам из Политехнического института Цюриха, где учились или преподавали Эйнштейн и еще 30 нобелевских лауреатов. За проект взялись ученые-акустики из лаборатории исследования материалов EMPA. Теперь при помощи недавно созданной компьютерной программы они оценивают уровень шума вдоль всех железнодорожных путей страны.

Первой площадкой для эксперимента стали 50 километров железной дороги в кантоне Тессин. В этом районе звук, расходясь от рельсов, встречает на своем пути 30 тысяч зданий и 17 шумозащитных стен – и все их нужно было учесть в математической модели. Задача оказались настолько громоздкой, что 40-процессорный суперкомпьютер решал ее целый месяц.

Сюжет
Неслучайные попутчики
Неслучайные попутчики
Швейцарцы привыкли больше доверять точным поездам, чем личным автомобилям

Для начала ученые замерили шум, который производят 14500 поездов. Ученые прослушивали полосу шириной в 1,8 километра, по центру которой проходят рельсы. Если бы эксперимент ставили в Москве, в такие полосы попала бы большая часть территории между Садовым кольцом и МКАДом.

Чтобы анализ был точным, необходимо учесть все источники шума. Важен не только стук колес, но и жужжание вентиляционных систем на крыше поезда, от которого не защищают обычные изолирующие установки.

Оказалось, что из-за особенностей акустики даже в одной-двух сотнях метров от путей люди слышат гул громкостью в 70 децибел – а это сравнимо с гудением работающего в комнате пылесоса. На карте такие места раскрашены красным. При этом самое тихое место в районе может быть спрятано за незаметной будкой у самой дороги. Поэтому станционные смотрители спят спокойней прочих.

Когда проект завершится, власти Швейцарии решат, какие препятствия для звука нужно строить, и где они нужней. geo_icon