С английского языка motion disease переводится как «болезнь, связанная с передвижениями»: будь то авиаперелет, путешествие по морю, езда на поезде или на машине. Но называть это состояние «морской болезнью» не совсем верно, так как она проявляется не только на море, рассказывает семейный врач Европейского медицинского центра Даниил Попов. Но так сложилось исторически: раньше корабли были гораздо меньше и любая волна вызывала качку, на которую реагировал человеческий организм. Научный эквивалент болезненному состоянию (кинетоз) используется только врачами и специалистами.

Морской болезни подвержены далеко не все. Каждый организм реагирует на внешние раздражители индивидуально. У одних уже легкое покачивание вызывает тошноту, другие способны спокойно разгуливать по палубам корабля в шторм. Морская болезнь возникает, когда головной мозг получает противоречивые сигналы — глаза видят неподвижные предметы, а вестибулярный аппарат передает сигналы о качке. При ходьбе или беге таких проблем не возникает — картинка перед глазами соответствует сигналам от вестибулярного аппарата. Но при движении на корабле, самолете или машине сигналы начинают противоречить друг другу.

У одних вестибулярный аппарат чувствительнее, чем у других. Анатомически область уха, горла, носа есть у каждого, но она у всех разная. У кого-то нет хронического насморка, у кого-то он есть: у первых носовые протоки и пазухи больше, что обеспечивает свободную вентиляцию. А у тех, чьи носовые ходы и придаточные пазухи миниатюрные, вентиляция воздуха легко нарушается и даже от перепада давления в салоне самолета может «заложить» нос. Примерно один из десяти взрослых страдает морской болезнью. Среди детей этот процент намного выше. Считается, что у шести из десяти детей от двух до десяти лет есть болезнь движения. Рефлексы и регуляция положения тела в пространстве в детском организме еще не сформировались, поэтому он более уязвим. Анатомически детские каналы носа и уха гораздо у'же взрослых, поэтому риск нарушения проходимости этих каналов выше.

Что делать
… в автомобиле
Садиться впереди. Научно доказано: у тех, кто едет на заднем сиденье, кинетоз проявляется гораздо чаще. Эта часть машины покачивается более монотонно, к тому же зрение воспринимает только впередистоящие кресла и окружающий интерьер. Глаза посылают в мозг информацию о неподвижных предметах, но тело при этом находится в постоянном движении. Так возникает диссонанс. Как результат — организм протестует. С переднего кресла лучше видна дорога. А это очень важно: постоянно меняющаяся картинка соответствует другим ощущениям.

… на корабле
Современные круизные суда настолько огромны, что легкая качка на борту не ощущается. Даже небольшой шторм на судне такого размера фактически незаметен. Если же вы выходите в Атлантику на катере или небольшой яхте, амплитуда раскачивания будет огромной. При соответствующей предрасположенности организма морская болезнь неизбежно проявится.
Во время плавания нежелательно находиться на самых крайних точках — на носу и в хвосте корабля — их качает больше всего. Также лучше проводить время не в каюте, а на палубе. Видя горизонт, взгляд фиксируется на каких-то предметах вокруг. И организм будет понимать: раскачивает из-за волн. Окружающие предметы, такие как скалы и горы, будут перемещаться соответственно. Так появится ощущение некого спокойствия.
Как говорит доктор Попов, гораздо хуже сидеть в каюте, особенно при этом пытаться читать, рассматривать какие-то картинки, вязать или заниматься любой другой деятельностью, связанной с мелкой моторикой. «Вас раскачивает, а вы пытаетесь смотреть на неподвижные предметы и сосредоточиться — организм, естественно, протестует», — объясняет врач. Проверьте этот эффект в машине, сев на заднее сиденье и пытаясь отправить СМС во время движения: как только вы опустите голову и перестанете смотреть в окно, вас начнет укачивать.

… в самолете
Самая стабильная часть салона — в центре, над крылом. Здесь качает меньше всего. Нос и хвост сильнее колеблются в полете, особенно при взлете и посадке.Читать дальше >>>