Новости партнеров


GEO приглашает

Итоги первого сезона интеллектуальной он-лайн игры Лига знаний «Естественный интеллект». Это интерактивное тестирование с элементами игры для популяризации и повышения естественнонаучной грамотности в области биологии, химии, географии и физики


GEO рекомендует

Ресторатор и путешественник Уиллиам Ламберти принял участие в съемке #TUMItravel. Вы тоже можете присоединиться к проекту, выложив в соцсети фотографии под хэштегом


Новости партнеров

Гулять по воде

Единый проездной в Финляндии дает право пользоваться не только метро и автобусом, но и водным трамваем. В стране-полуострове этот вид транспорта популярнее, чем наземный
текст: Марина Великанова
фото: Василий Ильинский

Наш гид Мила Висури вздыхает: «Уже поздно, если я не успею на катер, придется ночевать в городе». Она живет на острове к югу от Хельсинки и каждый день добирается до Большой земли на речном трамвае, как и тысячи других жителей столичного региона. Так безопаснее, и пробок не бывает.

Для финна важнее знать расписание паромов, чем электричек, а права на вождение катера нужнее, чем автомобильные. Оно и понятно: страна окружена морем с двух сторон и, будто этого мало, внутри вся изрезана реками и озерами. Попасть по воде здесь можно куда угодно. На столичных пристанях всегда есть маленькая очередь в киоск за билетиками. Это, конечно, туристы — местные покупают единый проездной.

Понять, насколько важно было водное сообщение для финнов, можно по тому, что в стране самой уважаемой, после священника, профессией традиционно являлась работа на судоверфи. И сегодня финны берегут древнее ремесло строительства деревянных лодок. Громадный музей на улице Торнаторинтие в Хельсинки тому подтверждение. Здесь сегодня делают суда по старинным технологиям, и можно даже познакомиться с мастерами. А в краеведческих музеях на островах обязательный экспонат — двадцатиметровые церковные лодки. На них же всей деревней жители отправлялись в ближайшую церковь, на свадьбу или похороны.

Личный катер, речной трамвай, паромы государственных и частных судоходных компаний — самые распространенные в Финляндии способы добраться до работы и обратно. Но, кроме этого, финны не представляют себе отдыха без воды. На выходные одни целыми семьями едут порыбачить вдали от городской суеты; на островах построены специальные гостиницы, стилизованные под рыбацкие деревни. Другие отправляются по историческим местам на винтажных фрегатах под парусом. Третьи заказывают обед или ужин на палубе прогулочного кораблика — они каждые полчаса отходят от причала у Торговой площади в период с начала мая по конец сентября.

Маленькие острова вокруг столицы — излюбленное место для пикников. «Часто мы с семьей ездим на Пихлаасаари, — говорит Мила. — Там есть все для летнего отдыха: пляжи, игровые площадки, беседки для барбекю, сауны». Другие островки представляют собой музеи под открытым небом или заповедники со старинными постройками, как остров Харакка, или парки развлечений, как остров Коркеасаари. Есть остров-маяк Хармая, где можно переночевать.

Финский залив поделили между собой две респектабельные круизные компании — эстонская «Таллинк Силья Лайн» и более демократичная с точки зрения цен и состояния парка финская «Викинг Лайн». Суда первой ходят из Хельсинки в Таллин, Стокгольм и Росток (Германия). Суда второй обычно полны финскими студентами, отправляющимися в эстонскую столицу на выходные. Есть и несколько компаний поменьше. На бортах одной из них — «ИХА-Лайнс», обслуживающей окрестности Хельсинки, — недавно появились меню на русском и русскоговорящие официанты. Наши соотечественники тоже полюбили водные прогулки. До недавних пор ради круиза по Балтийскому морю им приходилось ехать в соседние скандинавские столицы, но в 2010 году российская круиз-компания «Санкт-Петер Лайн» запустила лайнеры между Хельсинки и Стокгольмом с одной стороны и Санкт-Петербургом —

с другой. Правда, российская фирма, в отличие от западных коллег, пока не совершает ежедневных поездок, расписание маршрутов не очень удобное и зависит от ледяного покрова.

Для скандинавских паромов погодные условия не преграда. Финны проводят на них немалую часть отпуска в любое время года. Эти гибриды круизных лайнеров и переправочных платформ ходят из Хельсинки, Турку, Котки во все порты Балтийского моря и дают пассажирам редкую свободу перемещения: часть маршрута проделать по воде, другую часть — по шоссе на собственной машине, которая покорно ждет своей очереди в трюме.

Круизный паром — это настоящий плавучий город. Холл с бесплатным интернетом похож на улицу с барами, магазинами и кафе. На палубах — игровые комнаты с новейшими приставками, детские клубы, казино, концертные залы, дискотеки. Некоторые крупные суда располагают даже вертолетной площадкой на случай, если кому-то понадобится экстренная помощь.

На пассажиров работают несколько сотен невидимых человек. Чего стоит одна только кухня! «На несколько ресторанов и два кафе у нас 40 сотрудников. А скоро мы откроем еще и буфет. Приходится работать сменами по десять часов. Многие не выдерживают графика», — говорит шеф-повар парома «Силья Симфони» Тээму Кассинен. Помимо скандинавской кухни на пароме имеются рестораны с кухней японской, средиземноморской, с изысканными блюдами из даров моря. Есть на борту и своя пекарня, где делают традиционный для Финляндии ржаной хлеб, пекут воздушные круассаны и сдобные булочки...

И весь этот гигантский организм с ресторанами, пекарнями, игровыми клубами, дистотеками и магазинами контролирует, в конечном счете, один человек — капитан. Он на корабле царь и бог, он должен быть проинформирован о каждой мелочи — от закупки свежих лобстеров на ужин до недоразумения в казино, от содержания новой программы танцевального шоу до состояния иллюминационных систем в дискозале. Для этого на капитанском мостике установлены экраны, транслирующие все, что происходит на корабле; система наблюдения есть на каждой палубе, в каждом помещении.

Швед Ола Бенгтсон служит капитаном на «Силья Симфони», принадлежащем компании «Таллинк Силья Лайн», и очень ответственно относится к должности: «Моя работа сродни работе генерального менеджера большого отеля. Я не только обязан быть в курсе всего, что происходит на вверенном мне судне, но и всегда быть в распоряжении команды и пассажиров, которые хотят задать вопрос». Бенгтсон вспоминает, как в прошлом году судили капитана судна, который не мог выйти из туалета — дверь заклинило. Его криков никто не слышал. В результате судно село на мель, а действия капитана расценили как преступную небрежность.

Представительские обязанности, тот самый «человеческий фактор», съедают большую часть времени капитана. Хорошо, что хотя бы в технических вопросах он может целиком положиться на оборудование. Пульт управления — сердце любого судна; вместо штурмана движением заведует автопилот. Ежегодно судно проходит полный осмотр, так что и капитан, и пассажиры могут не волноваться. Современные суда считаются самым безопасным видом транспорта.

Но учебные тревоги здесь все равно проходят в обязательном порядке. Сразу после отплытия отдыхающие наблюдают, как матросы бросают за борт шлюпки и надевают на скорость спасательные жилеты. «Применить навыки экстренной эвакуации на практике мне еще ни разу не довелось, а ведь я в море уже 20 лет, — говорит  капитан Бенгтсон. — Хотя нет, однажды пассажирка уронила очки за борт. Очень дорогие были очки. Дама  плакала, требовала, чтобы кто-то нырнул за ними. Пришлось подарить ей торт от нашего шеф-повара».

У пристани Западного порта Хельсинки пришвартован лайнер «Принцесса Балтики». Его капитан Рейн Ыннис родом из Таллина. Угощая нас чаем с таллинскими конфетами, он хвастается: «Наш паром совсем новенький — построен в Финляндии в 2008 году. Это огромное судно может развить скорость до 24 узлов и при необходимости быстро остановиться. У нас новейшие системы навигации и спутникового слежения, с помощью которых местоположение можно определить с точностью до шести метров. Даже жалко, что вот в Финском заливе негде потеряться».

Из панорамных окон капитанского мостика видно, что на причале собралась очередь: молодые люди едут в Таллин на выходные. Ребята грузятся на корабль с тележками, в которых позвякивают бутылки с пивом и виски — эффективный способ скоротать дорогу, если ты уже вырос из игровых приставок и еще не дорос до бесцельного фланирования по палубе и воздушных ванн. Ведь по правилам распивать свой алкоголь можно лишь в каюте. Капитан Ыннис откладывает печенье, отряхивает крошки с формы, встает и распрямляет плечи: «Пора встречать гостей».

Обычные пассажиры «Принцессы Балтики» — шведы, финны и русские. Последние часто приезжают на машинах, используя главное отличие круизного парома от круизного лайнера — наличие трюма-парковки. За машину можно не беспокоиться: во время плавания грузовые палубы запираются, и проникнуть туда никто не может. Так что важно не забыть захватить все сумки и чемоданы.

Зато каждый желающий может подняться на капитанский мостик. Хотя и рискует разочароваться отсутствием корабельной романтики. Там нет никакого деревянного штурвала, как на каравеллах в фильмах про Джека Воробья. Разве что для красоты дизайнеры поставят такой. Современный штурвал — это огромный стол-панель с кучей кнопочек и лампочек. Зато там всегда есть капитан, готовый выслушать и понять. Его не бывает на месте только во время решения нестандартных ситуаций, регулярных обходов палуб и церемонии встречи или прощания с пассажирами.

А как же качка? «На современных судах стоят стабилизаторы, так что качки почти не чувствуется, разве что в самом низу. К тому же Финский залив спокойный, — рассказывает Ыннис. — Единственная точка, где слегка качает, — у Таллинского маяка, там место узкое, волны бьются о его стены, создавая небольшое волнение». Впрочем, качка совсем не тревожит пассажиров скандинавского происхождения, привычных к водному транспорту больше, чем к метро или поезду. Кроме того, им известно, что самый действенный препарат против морской болезни — имбирь. В финских портах он продается в маринованном виде, порошком, леденцами и даже в виде пива — на любой вкус и возраст.

14.12.2012