Наш гид Мила Висури вздыхает: «Уже поздно, если я не успею на катер, придется ночевать в городе». Она живет на острове к югу от Хельсинки и каждый день добирается до Большой земли на речном трамвае, как и тысячи других жителей столичного региона. Так безопаснее, и пробок не бывает.

Для финна важнее знать расписание паромов, чем электричек, а права на вождение катера нужнее, чем автомобильные. Оно и понятно: страна окружена морем с двух сторон и, будто этого мало, внутри вся изрезана реками и озерами. Попасть по воде здесь можно куда угодно. На столичных пристанях всегда есть маленькая очередь в киоск за билетиками. Это, конечно, туристы — местные покупают единый проездной.

Понять, насколько важно было водное сообщение для финнов, можно по тому, что в стране самой уважаемой, после священника, профессией традиционно являлась работа на судоверфи. И сегодня финны берегут древнее ремесло строительства деревянных лодок. Громадный музей на улице Торнаторинтие в Хельсинки тому подтверждение. Здесь сегодня делают суда по старинным технологиям, и можно даже познакомиться с мастерами. А в краеведческих музеях на островах обязательный экспонат — двадцатиметровые церковные лодки. На них же всей деревней жители отправлялись в ближайшую церковь, на свадьбу или похороны.

Личный катер, речной трамвай, паромы государственных и частных судоходных компаний — самые распространенные в Финляндии способы добраться до работы и обратно. Но, кроме этого, финны не представляют себе отдыха без воды. На выходные одни целыми семьями едут порыбачить вдали от городской суеты; на островах построены специальные гостиницы, стилизованные под рыбацкие деревни. Другие отправляются по историческим местам на винтажных фрегатах под парусом. Третьи заказывают обед или ужин на палубе прогулочного кораблика — они каждые полчаса отходят от причала у Торговой площади в период с начала мая по конец сентября.

Маленькие острова вокруг столицы — излюбленное место для пикников. «Часто мы с семьей ездим на Пихлаасаари, — говорит Мила. — Там есть все для летнего отдыха: пляжи, игровые площадки, беседки для барбекю, сауны». Другие островки представляют собой музеи под открытым небом или заповедники со старинными постройками, как остров Харакка, или парки развлечений, как остров Коркеасаари. Есть остров-маяк Хармая, где можно переночевать.

Финский залив поделили между собой две респектабельные круизные компании — эстонская «Таллинк Силья Лайн» и более демократичная с точки зрения цен и состояния парка финская «Викинг Лайн». Суда первой ходят из Хельсинки в Таллин, Стокгольм и Росток (Германия). Суда второй обычно полны финскими студентами, отправляющимися в эстонскую столицу на выходные. Есть и несколько компаний поменьше. На бортах одной из них — «ИХА-Лайнс», обслуживающей окрестности Хельсинки, — недавно появились меню на русском и русскоговорящие официанты. Наши соотечественники тоже полюбили водные прогулки. До недавних пор ради круиза по Балтийскому морю им приходилось ехать в соседние скандинавские столицы, но в 2010 году российская круиз-компания «Санкт-Петер Лайн» запустила лайнеры между Хельсинки и Стокгольмом с одной стороны и Санкт-Петербургом —

с другой. Правда, российская фирма, в отличие от западных коллег, пока не совершает ежедневных поездок, расписание маршрутов не очень удобное и зависит от ледяного покрова.

Для скандинавских паромов погодные условия не преграда. Финны проводят на них немалую часть отпуска в любое время года. Эти гибриды круизных лайнеров и переправочных платформ ходят из Хельсинки, Турку, Котки во все порты Балтийского моря и дают пассажирам редкую свободу перемещения: часть маршрута проделать по воде, другую часть — по шоссе на собственной машине, которая покорно ждет своей очереди в трюме.

Круизный паром — это настоящий плавучий город. Холл с бесплатным интернетом похож на улицу с барами, магазинами и кафе. На палубах — игровые комнаты с новейшими приставками, детские клубы, казино, концертные залы, дискотеки. Некоторые крупные суда располагают даже вертолетной площадкой на случай, если кому-то понадобится экстренная помощь.Читать дальше >>>