Тело Майлин Даза похоже на огромную порцию мороженого в маленьком вафельном стаканчике: пышный бюст, выпуклый живот, мягкие бедра и узкие, почти изящные ноги. «На днях в автобусе, – рассказывает она, – одна женщина сказала мне - в следующий раз возьми такси, такое же толстое, как и ты». Майлин Даза сидит в низком деревянном кресле в своей гостиной и обмахивается веером. «Эта женщина была хотя бы откровенной. Мне это нравится больше, чем шушуканье за моей спиной». Она смотрит в сад, где с дерева падают манго, со стуком скатывающиеся по крыше вниз, на землю.

«Танец изменил всю мою жизнь, – говорит она. – Благодаря танцы я двигаюсь по-другому, я чувствую себя по-другому».

В соседней комнате лает ее собака. Не глядя, Майлин Даза снимает с ноги сандалию и швыряет в открытую дверь. Лай сменяется обиженным визгом.

«Без танца меня уже не было бы в живых», – говорит Майлин Даза. Ей 29 лет, она весит 140 килограммов.

деревянный пол в репетиционном зале Национального театра в Гаване дрожит, когда прима-балерина и три других дамы начинают двигаться под музыку Чайковского. Каждая из них весит более 100 килограммов, они облачены в белые костюмы. Через неделю они представят на сцене балет гадких утят на музыку из «Лебединого озера». В ближайшие дни им предстоит репетировать по шесть - семь часов в день. Зал на третьем этаже театра залит солнечным светом, пальмовые листья проталкиваются внутрь сквозь открытые окна. Здесь женщинам разрешено танцевать - не наперекор тому, что они толстые, а именно потому, что они толстые.

«Больше движения! Внимательнее!» – командует бархатным голосом Хуан Мигель Мас и нетерпеливо стучит босой ногой по деревянному полу. 43-летний хореограф с трудом умещается в пластиковом кресле. Его голова покоится на огромном теле, как будто ее там кто-то оставил и потом забыл о ней. Он дирижирует танцовщицами с помощью пальцев, таких же крепких, что и стручки тамаринда в тропическом саду театра.

«Майлин, следи за тактом, иди в ногу с другими!,  – недовольно бубнит Мас. – Мы же не хотим, чтобы люди над нами смеялись!» Майлин Даза вздрагивает: смеялись? Это было бы ужасно.

История труппы Danza Voluminosa началась с унижения. В 1987 году Хуан Мигель Мас подал заявление о приеме в ансамбль современного танца при Национальном театре. Ему было 22 года. После того, как он уплатил вступительный взнос, секретарь сообщила, что ему можно будет только смотреть выступления ансамбля, так как для танцев он слишком толст.

Несмотря на это, Мас все же исполняет несколько танцев. И ему действительно дают роль в спектакле: он должен играть огромного младенца в пеленках; через какое-то время театр даже заключает с ним контракт. Однако он продолжает оставаться изгоем. «Меня выпускали на сцену, когда им нужен был толстяк». Однако артисту хочется большего, он хочет создать балет для полных танцоров.

Классический балет наводит на него скуку, ибо в его шаблоны вписываются только существа, лёгкие как перо. Танцор Мас не хочет мириться с тем, что родился с неподходящим для балета телом. Выразительность, говорит он, это не вопрос телосложения.

Он создает новый стиль в балете: последовательность шагов, учитывающую физические возможности танцоров-тяжеловесов. Когда он закрывает глаза, то видит перед собой большие конечности, выполняющие плавные движения. Он видит мягкие волнообразные движения тела, спокойные шаги вместо танца на пуантах, устойчивое, «заземленное» положение танцоров вместо иллюзии невесомости.

5 мая 1996 года радиостанция «Радио Таино» передает следующее объявление: для создаваемой театральной танцевальной группы требуются полные женщины и мужчины. На первую встречу приходят более ста женщин, и ни одного мужчины. Через три месяца из всех участниц остается одна.

Когда семь женщин в репетиционном зале хотят отдохнуть, они садятся на паркетный пол и устраивают свои головы на полных телах других. «Охотнее всего я танцевала бы голышом!», – вздыхает Ксиомара Гонзалез, самая старшая из танцовшиц - ей 45. «Когда у меня было еще красивое тело, я не решалась на это».

«Но у тебя по-прежнему красивое тело!», – строго поправляет ее Мас.Читать дальше >>>