В начале марта концерн «Гугл» снял офисные здания на юге Цюриха: в крупнейший город Швейцарии скоро приедут триста новых работников американской интернет-корпорации. Здесь уже находится самое большое представительство компании за пределами родного Маунтин-Вью в Калифорнии — в помещениях бывшего пивоваренного завода Хюерлиманн трудятся и живут 700 гугл-сотрудников. В отреставрированном с урбанистическим шиком комплексе помимо офисов находятся квартиры-лофты, модные рестораны, гостиница и первый в городе бассейн с настоящей минеральной водой. Источник был обнаружен в здешних горах в 1976 году, чем ловко воспользовался тот самый пивоваренный завод, помимо собственной марки пива выпускавший еще и минералку.

Отсюда до центра города всего километр, и преодолеть его можно аж на трех видах общественного транспорта — автобусе, электричке и трамвае. Именно за «отличную инфраструктуру и благоприятный инновационной климат» Цюрих хвалит Нельсон Маттос, директор по развитию «Гугл». Сеть из тринадцати трамвайных линий опутывает город, не оставляя ни одного места, откуда до остановки пришлось бы идти дольше трех минут. Автобусы движутся по собственным полосам, поэтому не стоят в пробках даже в час пик. И хотя ждать общественного транспорта никогда не приходится дольше восьми минут, на каждой остановке есть расписание, которое соблюдается с точностью до секунды. Цены на билет по европейским меркам небольшие — поездка в пределах двух транспортных зон стоит 2,60 франка и с каждой зоной дорожает в среднем на полфранка. А для туристов существует Цюрих-карта, с которой можно ездить целые сутки на любом виде транспорта, включая кораблики и фуникулеры, а также посещать музеи и совершать поездки за город — все удовольствие за 20 франков. Цюрих-карта действует и в поезде, следующем до аэропорта. Потеряться даже без знания языка невозможно, ведь толчеи здесь не бывает, а указатели будто предугадывают возможные сомнения в выборе правильного пути.

Качественная работа общественного транспорта — один из критериев, на основании которого международная консалтинговая фирма «Мерсер» на протяжении семи лет выделяла Цюрих среди более двухсот городов мира.

Цель классификации «Мерсер» — создать базу для индексирования заработной платы, нужную частным фирмам и госструктурам, которые посылают сотрудников за границу. «Точкой отчета» и мерилом является Нью-Йорк. Последнее место в списке занимает Багдад. Рейтинг городов создается на основании опросов экспатов — работников, отправленных в долгосрочные командировки. Рассматривается всего около сорока критериев, в числе которых система здравоохранения, чистота воздуха, безопасность, культурная жизнь, качество сервиса. По этой логике тому, кто едет в Багдад, полагается высокая компенсация за плохое качество жизни, а тот, кто едет в Цюрих, должен испытывать благодарность за то, что его посылают в «лучший город Земли».

Высокое качество жизни, хорошие зарплаты и низкие налоги привлекают в Цюрих не только людей из неблагополучных стран, но и притязательных европейцев. Из тридцати процентов иностранцев, проживающих здесь, больше всего граждан Германии и Италии.

36-летний Николаус Штельтер, которого работодатель недавно перевел из Франкфурта в Цюрих, доволен буквально всем — необыкновенно вкусными сыром и хлебом, программой цюрихской оперы, близостью к Альпам, где можно круглый год кататься на лыжах, чистотой воды в реке Лиммат и Цюрихском озере («Представляете, из всех 1200 фонтанов можно пить!»). Летом в обеденный перерыв офисные работники меняют костюмы на плавки и купальники и расслабляются на восемнадцати пляжах в самом центре города. А на набережной Штадтхаус находится отреставрированная женская купальня 1888 года, где скрытые старинными деревянными постройками от посторонних глаз дамы купаются и загорают нагишом.Читать дальше >>>