В центре Будапешта, в Эржебетвароше, «городе Елизаветы», недалеко от Эржебет-керюта, бульвара Елизаветы, стоит церковь – как вы правильно поняли – святой Елизаветы.

Все логично, но речь идет не об одной, а о двух женщинах. Эпоним городского района и бульвара – жена императора Франца Иосифа, прекрасная королева Сиси. Небесная патронесса церкви – святая Елизавета Венгерская, ландграфиня Тюрингская, дочь короля Андраша Второго из династии Арпадов, жившая в тринадцатом веке.

Но правильнее этого не знать. Тогда святую Елизавету Венгерскую и императрицу Елизавету Австрийскую легко можно было бы вообразить одной легендарной женщиной – прекрасной королевой, чью тонкую душу не оценили окружающие, верной супругой, несчастной героиней.

Одна Елизавета родилась в 1207, другая в 1837 году. Обе дамы высокого происхождения: одна дочь короля Андраша Второго, другая - баварского герцога Максимилиана Иосифа.

Та Елизавета, что из Средних веков, с четырех лет была назначена в невесты принца Людвига, будущего правителя Тюрингии. У той, что жила во времена паровозов, история замужества хитрее: в невесты императору Австро-Венгрии Францу Иосифу предназначалась не она, а ее старшая сестра.

Первая вышла замуж в 14 (время было такое, рассиживаться в девках некогда, смерть стоит у всех за плечами), вторая – в 17.

Обе женщины оказались с характером, и обе доставили много хлопот своим супругам.

Елизавету Тюрингскую смутили францисканцы. Их проповедь бедной жизни и милосердия юная королева приняла как прямое руководство к действию. Она щедро раздавала милостыню, настояла на постройке больницы для бедных в Айзенахе, если верить картине испанского художника Мурильо, мыла им головы.

Елизавету Баварскую от правильной жизни отвратила свекровь: придиралась, контролировала, проходу не давала – все пыталась сделать из непосредственной романтической Сиси достойную супругу для императора, образцовую императрицу. А та увлекалась поэзией, любила природу, занималась гимнастикой и верховой ездой. Порядки венского двора были ей в тягость, тянуло молодую императрицу к художественной интеллигенции. Художники с удовольствием писали молодую красавицу, благо Франц Иосиф регулярно заказывал ее портреты.

Мужья были на редкость терпеливы.

Про святую Елизавету рассказывают так: зимним днем, тайно набрав на королевской кухне полный передник хлеба, она, как обычна, понесла раздавать его бедным семьям. А навстречу – муж, Людовик, строгий правитель и суровый муж: «Куда это она без спросу направляется, и что несет?» Елизавета, покорная жена, ни слова ни сказав в свое оправдание, раскрыла передник, мол, будь что будет… А там – розы. Король устыдился и отпустил жену с миром. Однако о том, превратились ли цветы обратно в хлеб, или у бедняков на завтрак в то утро были только розы, история умалчивает.

Елизавета-Сиси и рада была бы слушаться мужа, но тот вечно в делах, на войне, на службе. Дома всем заправляет его мать, эрцгерцогиня София, не упускающая возможности при любом случае напомнить невестке о ее прегрешениях: излишней пылкости, неуравновешенности, недостаточной самодисциплине. И, конечно, это именно она виновата в том, что вместо ожидаемого наследника рождает мужу одну за другой двух дочек. Грех для императрицы непростительный.

Святая Елизавета целиком посвятила себя делам милосердия. По легенде, однажды она положила прокаженного ребенка в супружескую постель. Муж, вернувшись, и обнаружив, что место его занято, разгневался, отбросил одеяло и увидел под ним Христа – по одной версии, Христа-Младенца, по другой – Христа Распятого.Читать дальше >>>