Новости партнеров


GEO приглашает

Летний фестиваль комедий «Итальянские истории» — продолжается в новом сезоне. Откроется он премьерой комедийного блокбастера — «Захочу и соскочу. Мастер-класс» Сиднея Сибилии с Эдоардо Лео и Гретой Скарано в главных ролях


GEO рекомендует

Чайник VITEK VT-7051 прозрачный, как вода, поэтому будет гармонично смотреться на любой кухне. Дополнительное преимущество модели — сертифицированный английский контроллер Strix. Благодаря ему чайник проходит не менее 3 000 циклов закипания и может прослужить в пять раз дольше обычного


Новости партнеров

«Экспедиция-трофи 2010»

текст: Григорий Кубатьян

Жизнь скучна, если в ней нет места подвигу, а даже самому благополучному человеку нужно проверять себя на прочность. По крайней мере, так считают организаторы автопробега «Экспедиция-трофи», раз в год предлагая желающим на две недели променять теплые квартиры и уютные офисы на заснеженное бездорожье, бессонные ночи за рулем, огонек спутникового навигатора и бутерброды с колбасой.

В этом году гонка началась в Архангельске – на 20-градусном морозе команды штурмовали валы из спрессованного снега, построенные прямо на замерзшей Северной Двине. Несмотря на крутизну валов, все более или менее справившиеся с заданием отправились на маршрут. Первой остановкой была станция Плесецк, где командам нужно было дождаться поезда с организаторами и поставить отметки о прохождении задания. В свете фар прямо на капотах «тойот» и «рэнж роверов» разложили колбасу, хлеб и сырки. Жаль, так и не довелось купить в Архангельске знаменитые козули – раскрашенные глазурью ржаные пряники в виде животных.

На следующее утро в Великом Устюге, на родине Деда Мороза, светило солнце. 12‑летний Серега, катавшийся на коньках на городском катке, не сомневался: Дед Мороз жил в его городе всегда. На вопрос, как жизнь, он поднял большой палец и, помолчав, добавил: «…Только по ночам не ходите – панки». А у самого синяк под глазом.

Великий Устюг похож на большую деревню со старинными церквями. В местных газетах рядом с объявлениями о продаже сканеров и стиральных машин предлагали купить ружье охотничье, баян или сено луговое, а также продать шкуры куницы и рыси.

Участники пробега должны были пробить бруствер из рыхлого снега и проехать через лес. За этим следили сотрудники аварийно-спасательной службы, переодетые дедами морозами. Одного из  них звали Сергей, он переехал в Великий Устюг из Котласа и живет здесь уже шесть лет. Быть спасателем-«Дедом Морозом» его работа, но от рекламы главного великоустюгского Деда он не в восторге: «Из-за туристов цены в городе задрали! Все дорого! Туристы приехали и уехали, а нам здесь жить!»

Гонщики тем временем успели застрять в снежном валу. В отличие от Архангельска, снег здесь мягкий, по нему так просто не проедешь. Но вот первая машина пошла в лобовую атаку и со второй попытки пробила насыпь. Некоторые пытались последовать этому примеру, но успеха достигли не все.

Команда, с которой я продолжал гонку, называлась «Гуси-лебеди» из Владимира. Основанием для такого названия были позывные машин. Один внедорожник – «белый», второй – «серый», хотя после перекраски в цвета «Экспедиции» обе машины были оранжевые. «Моей» команде удалось прорваться через снег и участок леса, впереди был дли-и-инный четырехдневный перегон до Томска с остановкой в Тобольске.

Нелегко несколько дней подряд сидеть на заднем сиденье автомобиля... Сначала участники экспедиции порывались даже питаться не выходя из машины, чтобы экономить время. Но чай в термосе и хлеб с колбасой быстро надоели, тем более что в придорожных кафе можно было купить вполне приличные пирожки по пять рублей – цены, далекие от московских.

К «точкам культурной навигации» на маршруте относились в основном родники или колодцы с так называемой «святой водой». Эти родники находились, как правило, возле храмов. Если бы можно было считать посещение святых родников паломничеством, то у команд был бы шанс за очень ограниченное время заслужить расположение небесных сил.

Командам предстояло пройти весь маршрут (около 15 000 километров), сфотографироваться возле максимального количества «культурных» точек, обогнать других участников и при этом, что очень важно, не нарушать правил дорожного движения.

За выполнением последнего условия пристально следили «романтики с большой дороги» в светоотражающей форме инспекторов ДПС. В Тюменской области концентрация инспекторов оказалась велика даже по российским меркам – машины останавливали чуть ли не через каждый километр.

Главная достопримечательность Тобольска – кремль с Софийским собором и дворцом наместника. Именно здесь прошла церемония регистрации промежуточного финиша. Капитанов команд пригласили в тронный зал дворца на аудиенцию к самой императрице российской (не настоящей, конечно, но похожей), которая вручила им конверты с дополнительными заданиями. Теперь команды должны были осилить труднопроходимый «зимник» от Тобольска до Томска.

Следующей остановкой был Омск, который местные жители называют «городом милиционеров и православных церквей». Из прочих характеристик – это город промышленный (в советское время работавший преимущественно на «оборонку»), театральный (здесь один из самых красивых в Сибири драматических театров) и деревянный (то есть кварталами – это вылитая деревня со срубами, дымящими печками и резными наличниками на окнах).

Рядом с Омском расположен Святой источник Святителя Пантелеймона. Летом здесь даже есть колодец для купания (без права «непристойно оголяться»). Зимой же сюда съезжаются за питьевой водой жители окрестных деревень. Одни на машинах, другие на санных упряжках. Заметив «припаркованную» у дерева необыкновенно крутобокую лошадь, я подошел познакомиться с хозяйкой. «Хорошая у вас лошадь, крепкая. Что за порода – орловский тяжеловоз?» Деревенская девчушка посмотрела на меня ласковым взглядом, как смотрят на больных детей и городских недоумков: «Обычная лошадь… Просто беременная».

В Томске задание для участников гонки тоже оказалось интеллектуальным – за минимум времени найти максимум памятников Томска и сфотографировать их. За выделенные два часа найти все памятники города – невозможно. Только в списке задания их было 48. От Томска маршрут повернул обратно на Запад.

Один из заключительных этапов гонки прошел в столице Калмыкии Элисте. Участники остановились в Шахматном городе, выстроенном на окраине Элисты.

Церемонию открытия калмыцкого участка гонки вели артисты в национальных костюмах. Юная красавица-калмычка преподнесла участникам белый шелковый шарф-хадак на удачу и пожелала «белой дороги» – традиционное калмыцкое напутствие; продемонстрировал свое искусство президент Федерации стрельбы из лука Отхон Санджиев.

Участникам предстояло съехать по склону степной балки, подняться по крутому подъему наверх и пронестись по маршруту. Но степь – не асфальтовая дорога, и гоняться по ней – нелегкое испытание даже для японских внедорожников. Но грязи тоже оказалось достаточно, чтобы эффектно финишировавшие гонщики после нескольких минут эйфории принялись изучать погнутые бамперы, оторванные расширители и брызговики.

Гонка финиширует в молодежном центре «Орленок» в Туапсе, бывшем всероссийском пионерском лагере.

«Орленок» – лагерь с историей и особыми традициями. Здесь все встречные здороваются друг с другом, ходят парами, и везде можно встретить какие-нибудь символы. Например, памятник герою песни «Орленок», собирательному образу бойца-комсомольца. Рядом – каменное изображение Ленина и барельефы, на которых высечены пионеры, рабочие и красноармейцы. 

На последний этап допущены три команды-финалистки. Им предстоит водный участок на оранжевых катамаранах «Экспедиции». Для этого расчищают кусок пляжа, убрав коряги, пластиковые бутылки и обрывки веревок. По команде команды несутся к воде, подхватив легкие надувные катамараны. Вперед, навстречу стихии, приключениям, мечте. Поборов прибрежные волны, оранжевые паруса уходят в открытое море и почти скрываются за горизонтом.

«Круто!» – сказали наблюдавшие за мероприятием дети «Орленка» и, взявшись за руки, пошли в столовую.

05.05.2011