В мае полтора миллиона антилоп гну в компании сотен тысяч зебр и газелей Томсона двинутся к водопою на западе заповедника Серенгети в Танзании. На полпути они уткнутся в шоссе, забитое грузовиками с колтаном: в Китае из этого минерала делают микросхемы для мобильных телефонов. Серенгети рискует стать главным полем битвы сторонников глобализации и экологов на ближайшие несколько лет.

Дорога, по которой планируют везти сырье из Уганды к океану, должна разрезать национальный парк Серенгети – это 15 тысяч квадратных километров саванны, территория Великой миграции африканских животных. Серенгети входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому строительство 53 километров трассы в глухой африканской провинции вызвало бурю протеста по всему миру.

По мнению ученых, шоссе разрушит одну из самых удивительных экосистем в мире. Для прагматиков припасен еще один веский аргумент из области экономики: интерес туристов к парку упадет из-за сокращающейся численности животных, и это сразу скажется на благополучии Танзании.

В прошлом году Мировой банк предложил выделить деньги на строительство обходной трассы южнее маршрута через заповедник, но власти Танзании были непреклонны. Наконец, летом этого года, к 35-й сессии Комитета по всемирному наследию ООН президент Танзании Джакайя Киквете сменил гнев на милость, что никакого асфальтированного шоссе не будет.

Часть экологов решила, что можно праздновать победу, но, к примеру, сайт savetheserengeti.org, принадлежащий неправительственной организации в Танзании, предупреждает: обещание обойтись без асфальта – очередная уловка: оно означает только то, что власти построят грунтовое шоссе, и зебр с антилопами по пути к водопою встретят все те же грузовики. geo_icon