Трудно представить себе более страшное небо. Сотни стервятников, кружащих в вышине, вдруг разом устремляются вниз, приземляются и, неуклюже расталкивая друг друга когтистыми лапами, начинают потрошить клювами обнаженный труп человека, лежащий в пыли. Чтобы упростить задачу падальщикам, двое мужчин только что исполосовали кухонными ножами тело мертвеца.

Сопровождающая нас переводчица Вэнь Яо бежит прочь, чтобы не видеть этого ужаса. А вот наш проводник лама Чогьял, напротив, наблюдает за «небесным погребением» с умиротворенной улыбкой. Чувствуя, что я не понимаю смысл происходящего, он объясняет мне преимущества церемонии «джхатор». Оказывается, пройдя через этот погребальный обряд, бренные останки человека сразу же возвращаются в вечный круговорот жизни. К тому же «небесное погребение», по словам Чогьяла — самый практичный вариант похорон. Как это? «Видишь лес?» — говорит лама, когда из окна автомобиля открывается вид на Ларунг-Гар, крупнейший образовательный центр тибетского буддизма.

Я вижу здания института, окруженные маленькими домиками. Здесь живут и постигают духовную суть всех буддийских наук более десяти тысяч монахов, монахинь и послушников.

А выше по склону действительно виднеется хвойный лесок. На кремацию пяти умерших в неделю — такая здесь смертность — этих деревьев никак не хватило бы, объясняет Чогьял. Хоронить покойников в земле тоже трудно: в горах на высоте более четырех тысяч метров грунт остается промерзшим почти круглый год. Поэтому роль могильщиков и поручают стервятникам.

Что же могло подвигнуть Джигме Пхунцока  основать Буддийский образовательный институт пяти классических наук Ларунг в этой пустынной глуши на самом севере китайской провинции Сычуань, к востоку от Тибетского автономного района?

Некоторые верят, что гуру просто исполнил пророчество двухсотлетней давности, которое гласит, что «человек по имени Джигме будет нести свет учения Сутры и Тантры» в этих горах и что ученики будут стекаться к нему «с десяти сторон света». Ведь Джигме Пхунцока, сына кочевников, еще в детстве признали реинкарнацией одного из гуру школы Ньингма — древнейшей из четырех традиций тибетского буддизма.

Другие объясняют создание Ларунг-Гара изменениями во внутренней политике Китая. В 1950 году Китайская Народная Республика аннексировала Тибет и начала последовательно уничтожать тибетский буддизм. Взрывались монастыри, сжигались библиотеки, тысячи монахов были отправлены в «лагеря перевоспитания». Лишь после смерти Мао Цзэдуна политика Китая в Тибете стала либеральнее.

И Джигме Пхунцок не преминул этим воспользоваться. В 1980 году он вместе с несколькими учениками отправился в долину Ларунг, чтобы основать там «гар» — палаточный лагерь в традициях кочевников. Джигме понимал, что наследие тибетского буддизма находится под угрозой, поэтому решил, что его «палаточный институт» будет давать всеобъемлющее буддийское образование ученикам, независимо от того, к какой школе они принадлежат. И независимо от пола.

Это была маленькая революция. В тибетском патриархальном обществе не принято уделять особое внимание религиозному воспитанию женщин. Даже монахиням обычно отводится лишь роль прислужниц великого гуру. Однако в Ларунг-Гаре женщинам впервые дали возможность получать буддийское ученое звание «кхенпо», прослушав дополнительный трехлетний курс буддийской философии и логики.

Киу Суа благодаря этому обрела новую жизнь.

«Что привело вас сюда?» — спрашиваю я у нее. «Когда-то я работала в Пекине, в галерее искусств, — говорит Киу, не отрываясь от стирки белья в огромном чане. — Зарабатывала очень хорошо, но была недовольна своей жизнью». Услышав от подруги о Ларунг-Гаре, она сначала приехала сюда на экскурсию, а потом вернулась, «чтобы учиться». Это было семь лет назад.

И вот теперь Киу Суа к своим сорока пяти годам обрела наконец «душевный покой» и, «возможно, останется здесь навсегда».

По ее словам, женщин в Ларунг-Гаре уже больше, чем мужчин. Но проверить это сложно, ведь здесь нет службы регистрации. К тому же и монахи, и монахини обриты наголо и носят одинаковую одежду, поэтому сразу и не догадаешься, мужчина перед тобой или женщина. Но в самом поселении мужской и женский миры разделены невидимой границей.Читать дальше >>>