25 апреля 2007, Шринагар. Джаму и Кашмир. Индия

 

Шринагар - место бесконечного индо-пакистанского противостояния, переодически выливающегося в борьбу за независимость Кашмира или в афганские перестрелки прямо в центре города. За последние годы туризм в этих местах существенно сократился, а иностранные путеводители буквально не рекомендуют посещение этих мест. Жаль, ведь Шринагар может предложить немало заезжему гостю. Здесь и могольские сады, и красивейшие горы, и старинный афганский форт, и озеро Дал с домами-баркасами. На случайно попавшего к озеру туриста набрасывается целая армия изголодавшихся по комиссионным гидов и помощников, обещающих очень дешего разместить в самом лучшем водном доме. Который из домов на самом деле лучший решить сложно - их на озере сотни. К плавучим домам туристов доставляют разноцветные лодочки-шикары. На них же можно совершить занимательную экскурсию по озеру и посетить, например, озерный рынок, где овощами и фруктами торгуют прямо с воды.

 

А еще Шринагар известен в Индии тем, что здесь расположена... могила Иисуса Христа. Действительно в Индии распространена теория, по которой Иисус провел значительную часть своей жизни в Индии и обучался в буддистском монастыре. А во время палестинских событий, счастливо избежал распятия, либо каким-то образом выжил, и вернулся в Индию. Местные буддисты называют его бодхисаттва Исса, мусульмане - пророк Иса. А в персидских летописях Иисус фигурирует, как святой учитель Юз Асеф (Иисус сын Иосифа). В старинной шринагарской книге "Вакати Кашмир", которую можно найти в городской библиотеке, утверждается, что прах пророка Юса Асефа захоронен в центре города в районе Каньяри. Местные мусульмане не слишком верят в то, что это действительно могила Христа, так как согласно Корану пророк Иса не умер и не был распят, но вознесся на небо вместе с телом. Однако паломники с других концов Индии, а в последнее время и со всего света, все же приезжают, чтобы поклониться святому месту, которое, как говорят, обладает силой исцелять больных и страждущих.

 

Ну, а на моем маршруте это последний пункт. Можно считать гималайскую экспедицию завершенной. Отсюда я возвращаюсь в Бомбей, и возможно, если в планах не произойдет кардинальных изменений, вскоре меня можно будет увидеть в Москве или Петербурге.

 

 

 9 апреля 2007, Манали. Химачал Прадеш. Индия

 

Как не велики здешние горы, постепенно они поддаются моему натиску. "Китайский велосипед покоряет индийские Гималаи" мог бы я сказать, но вряд ли такой лозунг одобрят тибетские беженцы, проживающие в этих местах. Хотя я и не сторонник движения за независимость Тибета, все же косвенно поддержал тибетских иммигрантов, купив у них "поющую" чашу для медитаций. Теперь остаток свободного времени посвящу медитации. А надоест, так буду в чаше суп варить - она для этого тоже годится.

 

За последние 10 дней я успел побывать в Киннауре, долине Куллу и добрался до Манали. Путь на север до конца мая закрыт - на перевалах снег. Остается двигаться на запад. Но сначала я собираюсь посетить одну деревушку в горах, где по легенде проживают потомки воинов Александра Македонского.

 

 

27 марта 2007, Шимла

 

Шимла - город, в котором хочется задержаться подольше. Бывшая летняя столица Британской Индии и впрямь похожа на маленький кусочек Англии. Законы здесь установлены пешеходами. Пройтись по центральным улочкам города можно не опасаясь, что вас заденет грузовик или моторикша. Транспорту въезд в центр закрыт. Исключение сделано разве что для пожарных машин, ночующих перед зданием муниципалитета. Главная пешеходная зона - Молл - средоточие дорогих (по индийским меркам) магазинов и ресторанов. Параллельно, ниже ярусом, (город расположен на склоне холма) проходит Нижний Базар - "Молл для бедных", как окрестили его в одном из туристических буклетов. Спустившись туда, мы мистическим образом переносимся из благообразной Британии в привычную Индию с носильщиками-кули, дешевыми лавками и священными коровами, подъедающими с асфальта разбросанную апельсиновую кожуру.

 Читать дальше >>>