Анекдот, который рассказывает мне Герд Лубецкий, начинается так: «Гора, на вершине которой я стою — третья по величине в Бремене». Он представился автоинструктором, но мне кажется, что на деле он — психолог-самоучка. Впереди пустота. «Отпускай тормоз», — командует Герд. Я убираю ногу с педали, тут же жму на нее, как и положено по инструктажу, и мгновенно понимаю, что значит выражение «висеть над пропастью». Моя голова упирается в потолок автомобиля, тело образует перпендикуляр по отношению к горе.

Лубецкий переходит к кульминации анекдота: «А ты знаешь, какие горы в Бремене занимают первое и второе места? — Гора мусора и гора долгов!»

Он хитро прищуривается, и я слегка расслабляюсь. «А теперь отпускай и ничего не бойся».

Я убираю ногу с тормоза, и мы летим вниз под углом 80 градусов. Ровно в тот момент, когда автомобиль должен лечь на крышу, раздается скрип тормозов — и мы плавно скатываемся на ровную поверхность.

Я сижу за рулем внедорожника класса «люкс» GLK 350, весом 1,8 тонны и мощностью 306 лошадиных сил, который «Мерседес-Бенц» выпускает в Бремене наряду с некоторыми автомобилями класса С и Е. Для тех, кто приезжает в Бремен, чтобы забрать свое новенькое авто и тем самым сэкономить 500 евро на доставке (полторы сотни человек в день), «Мерседес» устраивает шоу: обед в био-ресторане под руководством известной по своим телепередачам шеф-повара Сары Винер, экскурсия по цеху сборки — и тест-драйв по специальной трассе с инструктором.

Мне достался Лубецкий, который перешел на «ты» уже после первого поворота. Перед покорением «скалы» я под его присмотром уже проехала по наваленным бревнам, по наклонной поверхности, вверх и вниз по бетонным ступеням, по вращающимся металлическим трубам, симулирующим гололед. На каждом этапе Лубецкий нахваливал различные «примочки», которыми оснащен вездеход. Он уже 26 лет работает в «Мерседесе», до этого тестировал новые модели.
Коронный номер его программы — демонстрация автоматического контроля торможения при спуске со «скалы». То есть с крутого холма высотой девять метров.

Но я в Бремен приехала не за «мерседесом». Посещение завода организовал городской туристический офис — вместо экскурсии по заводу концерна EADS, специализирующегося на оборонном и космическом производстве. Оттуда пришел вежливый ответ: гражданам России вход запрещен.

Бремен с соседним портовым городом Бремерхафен образует отдельную федеральную землю. В основном сюда едут туристы из Германии. Но в прошлом году мэрия решила расширить круг гостей, в том числе и за счет россиян. «Наверное, не самое подходящее время», — сокрушается Юрген Вендерхольд из офиса по туризму, намекая на кризис в отношениях между Россией и ЕС.

Он тоже предложил перейти на «ты», причем еще по дороге в гостиницу, расположенную в Бюргер-парке, созданном и по сей день финансируемом на деньги городских жителей. Парк был разбит в конце XIX века, когда симметрия и ровные дорожки, принятые в XVII и XVIII веках, вышли из моды. Поэтому Бюргер-парк от леса отличается лишь лужайками с лежаками, прудом с лодками, эстрадной площадкой, на которой проходят фестивали, и парой романтических ресторанов. В один из них — ресторан «Майерай», напоминающий писательскую дачу в Переделкино — и привел меня Юрген Вендерхольд.

В ресторане он уже пробовал вино из моего бокала и расспрашивал про советский мультик «Бременские музыканты». Этот мультик для Бремена — как нельзя кстати, ведь благодаря ему каждый россиянин знает город, в который за славой шли обиженные хозяевами пес, кот, осел и петух. Мало кто помнит, что герои сказки братьев Гримм до Бремена так и не дошли. Может быть, поэтому им в городе посвящен всего лишь один памятник, а не целый Диснейленд. А еще кто-то когда-то придумал дополнительный аттракцион: на центральной площади есть канализационный люк, из которого раздаются голоса животных из сказки, если в него бросить монетку.

Каждый год из канализации выгребают по 14 тысяч евро. Именно у этой золотой жилы мой следующий сопроводитель, неутомимый гид Гидо Клостерман,
и предложил мне дружеское «ты». Тут я окончательно поняла, что Бремен — город особенный.Читать дальше >>>