Революция в воздухе

Маневры самолетов в Орншельдсвике на севере Швеции — первом в мире аэропорту, где с 2013 года тестируют удаленное обслуживание, — координируют диспетчеры, которые находятся более чем в сотне километрах от него, в аэропорту города Сундсвалля.

За единственной взлетно-посадочной полосой в Орншельдсвике следят три авиадиспетчера. В этом им помогают 14 видеокамер. Они передают изображение на круговые изогнутые дисплеи, создавая 360-градусный обзор — как из окон диспетчерской башни.

Задержка при передаче сигнала составляет меньше секунды. При таком управлении используют в том числе метеорологические сенсоры, сигнальные прожекторы, микрофоны и радары.

Управление гражданской авиации Швеции (LFV) и компания «Сааб», которая специализируется на авиастроении и аэрокосмическом оборудовании, уже получили от авиационных властей страны разрешение на введение в строй аэропорта на удаленном управлении. Первый в мире комплекс для диспетчерского обслуживания на расстоянии начнет полноценно работать в Орншельдсвике в начале 2016-го.

Разработчики надеются, что система произведет революцию в координации воздушного трафика. Службы контроля отныне больше не будут привязаны к своему географическому положению. Таким образом руководству маленьких аэропортов удастся экономить огромные средства на строительстве и содержании диспетчерских вышек.

В удаленном режиме один авиадиспетчер сможет руководить движением сразу на нескольких взлетно-посадочных полосах. Однако алгоритм работы с несколькими аэропортами одновременно только предстоит выработать. Поэтому на внедрение системы уйдет от трех до пяти лет. Разработчики также добавляют, что режим работы пилотов при этом никак не меняется.

Посадка будущего

Сейчас компания «Сааб» отрабатывает аналогичные проекты и в других странах — Австралии и Норвегии. А летом 2015-го на удаленное обслуживание по шведской модели перейдет маленький аэропорт Лисбург в штате Вирджиния (США).

Такая система координации воздушного пространства уже входит в планы строительства аэропортов будущего. И не только региональных. Так, на частичное дистанционное управление перейдет третий аэропорт Стамбула. Он будет построен к 2017 году на побережье Черного моря, примерно в 35 километрах от города. И станет самым большим аэропортом в мире — площадью около одного миллиона квадратных метров.

Другой новый аэровокзал в Мехико, столице Мексики, — площадью 550 тысяч квадратных метров, с шестью взлетно-посадочными полосами — также будет работать на удаленном координировании взлетов и посадок. У здания будут и другие особенности. Авторы проекта, архитекторы Норман Фостер и Фернандо Ромеро, заявили, что к 2018 году построят в Мехико самый экологически чистый аэропорт в мире. Поэтому большую часть года комфортная температура внутри здания будет поддерживаться за счет естественной вентиляции — без использования кондиционеров или систем отопления. А солнечная энергия и дождевая вода помогут снизить выбросы углекислого газа.

Терминал аэропорта Чанги (Сингапур), помимо инновационного управления полетами, через три года удивит путешественников еще и самым высоким в мире водопадом внутри здания — высотой почти 40 метров. Здесь также построят ботанический сад, который раскинется на 13 тысяч квадратных километров на последнем этаже здания. Окончание строительства нового терминала намечено на 2018-й год. geo_icon