В Будапеште праздник — открылась четвертая ветка метро.

Собственно, главный национальный праздник состоялся на две недели раньше. Тогда ходили по Цепному мосту военные оркестры, блестя медными трубами, и поднимался флаг перед Парламентом, и почти совсем настоящие гусары в киверах с султанами гарцевали на улочках Буды.

Под землей в это время шли последние работы. К открытию готовились сразу десять новых станций на обоих берегах Дуная. Линия начинается от Восточного вокзала в Пеште (именно на него приходят поезда из Москвы и Киева), возле Центрального рынка ныряет под Дунай и на другом берегу выгружает пассажиров прямо перед знаменитыми купальнями «Геллерт». Вода плещется сразу возле лестницы, напоминая каждому, что открытые бассейны и термальные источники — вот тут, рядом, только площадь перейти. За горой Геллерт линия уходит дальше на запад, на окраину, но туда вряд ли доберутся туристы.

Взялись за эту четвертую ветку еще сорок лет назад. В 1972-м, во времена «гуляш-коммунизма», решили: надо. Проект был подготовлен к 1996-му, но тут подоспела революция, изменение политической системы, выход из социалистического блока и вход в Евросоюз… Деньги снова нашлись только в 2004-м, и в 2007 году началось строительство тоннелей. Так что итоговое время работы — не сказать, чтоб чрезмерно длинное. Но разговоры о четвертой ветке велись так давно, переживаний было так много, строительная техника на площадях у вокзала и на Малом бульваре так примелькалась горожанам, что, казалось, строительству этому не будет ни конца, ни края.

Четверка в названии ветки Metró-4 сама собой превратилась в цифру 40. Так и значилось в надписи на заборе, окружавшем стройку: «Метро 40 лет». Карикатуристы отзывались на затянувшееся строительство картинками, где вслед за рабочими с тачками вышагивали чиновники с тачками же, но полными денег. Народ пересказывал байку о том, что купленные было вагоны не подошли по ширине к уже проложенным рельсам («Честно слово, сам слышал!»), а специалисты потом объясняли, что такого быть не может, потому, что так никогда не бывает. И в клипе, снятом в вестибюле уже построенной, но еще не открытой станции, некий персонаж в народном венгерском костюме, не найдя в кармане ни билетика, ни денег, чтобы его купить, исполнял развеселый чардаш перед контролерами, намекая на опустошение бюджета… В общем, было о чем поговорить городу.

Будапешт завел себе первую линию метро раньше всех на европейском континенте, в 1896 году. Легко себе представить, как распрямлялись плечи и как расцветали улыбками лица будапештцев, когда 1 мая, в день начала празднования Тысячелетия обретения родины, ее торжественно открывал император и король Франц Иосиф. В Вене такого нет! В Париже — нет! В Лондоне, правда, уже есть. Но кто ж его видел, тот Лондон, может и нет на свете никакой Англии, только один туман сплошной… А в Будапеште метро — есть!

Словом «метро» оно тогда не называлось, как не зовут этим словом и лондонцы свою подземку. Первая, «желтая», линия метро в Будапеште и сейчас — «подземка», Фёльдалатти. По ней ходят желтые старые поезда, а присутствие ее в городе отмечают тоже желтые, но еще более старые, точнее старинные, таблички.

Четвертая ветка — «зеленая». Она футуристична, логична и просторна, как аэропорт изнутри. Из десяти станций только одна украшена, остальные просто красивы. Это разница между раскрашенной античной амфорой и не раскрашенной: чистая форма и ясные пропорции в дополнительных украшениях, завитушках-побрякушках, обычно и не нуждаются. Так и тут: на станции «Геллерт», что перед самыми купальнями, своды выложены пестренькой мозаикой, и рельефные каменные рыбки на вертикальной стене подставляют спинки текущей сверху воде — брызги, блики, плеск. Посетителя предупреждают: если дойти до купален, то там количество всяческих украшений на квадратный метр будет зашкаливать. Мозаики, витражи, скульптуры, рельефы и прочее, и прочее. Станция метро — закуска перед пиршеством, разминка, прелюдия.Читать дальше >>>