Наклейки «электро» и «0% выбросов» на капотах. Декоративные капли воды рядом с надписью «Я заправляюсь водородом». Пестрая смесь бюргерских «Фольксвагенов», солидных «Мерседесов» и юрких «Смартов» на первый взгляд выглядит вполне буднично. Непривычно вот что: двигатели не шумят, слышно лишь едва уловимое жужжание. И совершенно никаких выхлопных газов, воздух показательно чистый.

Это – парад экологического транспорта в Берлине, кульминация форума «Вызов Бибендума». 140 транспортных средств медленно движутся по направлению к сцене, установленной рядом с Бранденбургскими воротами. «Я перешел на электрокар в 1993 году — уже тогда я осознал, что за таким транспортом будущее: нефть будет все дороже и дороже, это очевидно!», -  восклицает 60-летний Томич Рушмейер, седой немец с усами в солнечных очках. Он едет посреди колонны, сидя в низеньком желтом трехколесном автомобиле, который приобрел много лет назад в Дании. «На меня постоянно обращают внимание на дороге, это здорово!» - улыбается он.

Автомобили заезжают на помост, где их приветствует  «Бибендум» — человек в костюме из белых шин, символ французской компании «Мишлен»: именно эта компания затеяла форум еще в 1998 году и сделала его событием в автомобильном мире. Форум проходит уже в одиннадцатый раз: каждый год в новой стране ведущие производители автомобилей собираются обсудить вопросы экологичности и безопасности движения.

«Мобильность для человека — необходимая составляющая свободы, - говорит Клаус Воверайт, мэр Берлина, на открытии форума в бывшем аэропорту «Темпельхоф». - Но чрезмерное развитие транспорта обернулось пробками, мобильность превратилась в свою противоположность — мы остановились на месте». В течение недели автопроизводители, политики, поставщики энергии, конструкторы обменивались опытом и мнениями о том, каким образом избежать глобальных «пробок» в развитии транспорта. Как уйти от нефтяной зависимости и перестроить всю транспортную инфраструктуру так, чтобы она стала более безопасной для окружающей среды и удобной для человека?

В бывшем зале прилетов Темпельхофа в 20 минутах езды от Бранденбургских ворот, посетителей форума встречает выставка об истории автотранспорта. Первые автомобили похожи на кареты без лошадей: должно быть, для людей 19 века они выглядели так же странно, как для нас —  автобусы без водителей, которые разъезжают сегодня по выставке.

Неожиданно для многих посетителей среди экспонатов обнаруживается электромобиль: машина, спроектированная в 1919 году Рудольфом Слэби. Оказывается, разные модели электрокаров появились в продаже вскоре после первого автомобиля Карла Бенца. Они были особенно популярны для городских поездок в 1910-х. Но индустрия электромобилей не получила большого развития, в том числе и потому, что бензин оказался самым дешевым и эффективным топливом. Сегодня, когда Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2015 году баррель нефти будет стоить 100 долларов, а цена бензина в Европе поднялась до полутора евро за литр, этот выбор уже далеко не так очевиден. Автомобильные компании инвестируют миллиарды евро в разработку машин на альтернативных источниках энергии.

Однако пока еще не ясно, что станет «топливом» будущего — электричество, водород, смесь электричества и бензина? И то, и другое, и третье? Каких заправок будет больше? Что обойдется потребителю дешевле? Индустрия пока застряла на распутье, и производителям приходится разрабатывать все возможные направления.

На бывшем летном поле Темпельхофа стоят десятки экоавтомобилей. Представлены почти все всемирно известные бренды, наряду с небольшими фирмами. Время от времени машины бесшумно отъезжают, чтобы сделать тест-драйв с посетителями по полю. По краям выставки расположились две велосипедные стоянки: велосипеды здесь тоже инновационные — с электромоторами. Крутя педали, вы вырабатываете электричество. А если нужно поехать побыстрее или забраться в гору, можно включить мотор. В Европе, где любят велосипеды, новинка должна иметь спрос. Единственный минус: такой велосипед не оставишь где попало без присмотра - ведь стоит он несколько тысяч евро.Читать дальше >>>