Иван, зачем вы ездили этой осенью на Курилы? 

Для меня эта поездка уже не первая, несколько лет назад я уже побывал на Итурупе. Как говорит моя сахалинская знакомая, один раз попробуешь — и влюбишься навсегда. 
Теперь я ехал на другие острова, на Шикотан и на Кунашир. Мне, как фотографу и журналисту, безусловно, интересны новые места, особенно такие, «нераскрученные» и мало отснятые. 

Когда-то попасть на Курилы можно было только по распределению или по приглашению с острова. Многие мечтали приехать сюда хотя бы потому, что были высокие зарплаты. Конечно, не последнюю роль играла и красота этих мест. 

Сейчас съездить на Курилы стало проще, но это только кажется так. Да, оформить разрешение у пограничников можно, и это не сложно, но цена на билеты и транспортные неурядицы делают путешествие по Курилам непредсказуемым. Вместо планируемых двух недель я жил на островах 20 дней, и это не предел. Спасибо знакомым и пограничной службе, которая помогла с посадкой на теплоход. Из-за непогоды три раза отменялся рейс теплохода, скопилось большое количество пассажиров. Купить билеты невозможно: там посадка только по спискам, и далеко не все смогли уехать. 

Что нового для себя там открыли?

Ну, во-первых, Шикотан и Кунашир не похожи друг на друга и на Итуруп, с которым я постоянно сравнивал эти два острова. Интересно, что на Шикотане нет медведей, и можно совершенно спокойно ходить по острову и даже ночевать с палаткой, что я и делал. На Кунашире поразил мыс Столбчатый. К сожалению, не удалось побывать на вулкане Тятя, надеюсь, что все впереди. 

Что было сложным в поездке?

Я полетел один, никого толком там не зная. Мне помогали сахалинские друзья, давали контакты, но каждый раз приходилось заново знакомиться и погружается в атмосферу, на это уходило много времени и сил. 

Плохое транспортное сообщение с островами тоже сильно сказалось на времени и цене путешествия, но если бы туда было так просто попасть, там бы давно уже был налажен и сервис, и обслуживание, но тогда бы пропало это ощущение дикости и затерянности островов.

Когда планируете опять туда отправиться?

Случайно посмотрел зимние съемки с Кунашира и загорелся идеей поехать зимой. Кстати, и с точки зрения медведей это безопаснее, они должны спать в это время. Конечно, хочу снова осенью прилететь, наверно это самый интересный сезон на островах. 

По каким районам и странам вы больше всего путешествуете?

Традиционно несколько раз в год путешествую по северу Карелии. Сплавляюсь по рекам и озерам на байдарках и катамаранах, и просто живу в деревнях у людей, и снимаю природу и сами деревни. Побывал в Карелии и осенью, и зимой и летом, только весной никак не получается забраться к Белому морю. 

Трудно сказать, в Карелии нет гор и каких-то особых природных условий,  но почему-то именно эта первозданная тишина карельских озер мне полюбилась больше всего. Когда я надолго уезжаю работать в Гималаи, в горы, очень часто вспоминаю карельские белые ночи, костер, запах тайги. 

Что берете обычно с собой?

Стандартного набора не существует, водные маршруты сильно отличаются от горных восхождений. Но если раскидать вещи по отдельным рюкзакам, то наверно получиться три комплекта.

А если путешествие проходит по цивилизованным местам, стараюсь брать минимум, и это касается фототехники тоже. В последнее время обхожусь парой объективов, и если есть возможность, беру беззеркальную цифровую камеру, она существенно легче и компактнее. Но, к сожалению, не без изъянов. 

Что заставляет вас снова и снова отправляться в дорогу?

Любовь к приключениям и путешествиям. Если бы я не любил свою работу, уже давно бросил бы ее. Иногда приходиться много работать, например, с сентября по середину ноября я дома бывал несколько раз, и каждое возвращение длилось не больше двух дней. Побывал на Камчатке, Сахалине. Курилы облазил, в Дагестане снимал канатоходцев, в Якутии — добычу алмазов, затем были Хабаровск, Бурятия, Непал, Карелия, газодобыча на новом Уренгое... И сейчас, когда я пишу эти строчки, мы летим над тундрой на локальное месторождение газа.  geo_icon