Сайты партнеров




GEO приглашает

26 октября в самом сердце Москвы, в доме Пашкова, журнал Forbes отметил 100-летний юбилей. Мероприятие стало финальным в череде торжеств, посвященных юбилею легендарного бизнес-издания по всему миру


GEO рекомендует

В расписании авиакомпании Lufthansa на лето 2018 появилось пять новых маршрутов. Они свяжут Франкфурт с Глазго, Кишиневом, Санторини и Меноркой, а Фуншал на Мадейре с Мюнхеном. Билеты уже в продаже


Ацтекское возрождение

Жители бурлящей столицы Мексики заново открывают свое историческое наследие — они считают, что возвращение к доколумбовым корням и традиционной культуре спасет их от хаоса глобализации
текст: Офелия де Пабло, Хавьер Сурита
Jess Kraft / Shutterstock
Марсело отплывает — небольшая деревянная лодочка начинает медленно скользить по каналам Сочимилько. Когда-то они вели к огромному озеру, посреди которого стоял Теночтитлан — великая столица ацтекского мира. Утлое суденышко, сколоченное из досок, лавируя между островками, которые местные жители называют чинампами, плывет прямиком в доколумбову эпоху. Спустя века она удивительным образом ожила благодаря экологическому проекту, разработанному биологом Лаурой Вильягран и ее супругом Рикардо Родригесом. «До прихода конкистадоров на всех этих чинампах, мимо которых мы проплываем, были разбиты огороды, — рассказывает Лаура Вильягран. — Здесь такой благоприятный климат и столь плодородная почва, что наши далекие предки собирали по четыре урожая в год. Возродить древние традиции — что может быть полезнее в нынешние сумбурные времена? Вот мы и решили вырашивать на чинампах экологически чистые овощи и фрукты исконным способом». Первый «доколумбов огород» сеньора Лаура и ее супруг разбили несколько лет назад, и к ним сразу же выстроились в очередь лучшие повара Мехико. Сегодня эти кудесники кулинарии устраивают в своих заведениях сеансы поклонения миру доколумбовых ароматов и вкусов. «Первосвященником» новой «гастрономической религии» можно смело назвать знаменитого шефа Энрике Олверу. «Храм», в котором он «священнодействует», — ресторан «Пужоль» в фешенебельном районе Поланко, недавно включен британ­ским журналом Restaurant в двадцатку лучших в мире. Начать «таинство» можно с пары-другой молодых элотес — миниатюрных кукурузных початков под майонезом, в рецепт которого входит муравьиная кислота. Или, если угодно, с салата из кактуса нопаль, фриссе и авокадо. А «мамин соус» из перца, зеленых томатов и американской агавы магуэй с муравьиными яйцами, как уверяют завсегдатаи «Пужоля», просто сведет вас с ума. Малиновый сорбет с черным стручковым перцем чильуакле и приправой из молотых червяков, живущих на агавах, выдержит не всякая гортань, но в качестве успокаивающей смазки могут послужить блюда из личинок насекомых, головастиков и кузнечиков. «Лучший способ сохранить доколумбово наследие Мексики — это взглянуть на него под современным углом зрения. Тогда в нем откроются новые смыслы и глубины», — считает Энрике Олвера, без устали отыскивающий в старинных кулинарных рецептах возможности для новых интерпретаций. Благодаря совместным усилиям рестораторов и агрономов, возрождающих доколумбовы традиции, репутация мексиканской кухни достигла невиданных доселе высот: в 2010 году ЮНЕСКО внесла ее наряду с французской в Список всемирного наследия как «шедевр человеческого созидательного гения». «Пужоль» — не единственный «шедевральный» ресторан в Мехико. К примеру, светская публика из престижного района Колониа-Рома давно уже облюбовала местное «Максимо бистро». Чем это непритязательное на вид маленькое кафе пленило гурманов из высшего общества? Невероятными старинными яствами, которые предлагает гостям владелец заведения Эдуардо Гарсиа. «Это наша культура! В каждом из этих блюд бьется народное сердце!» — восхищенно восклицает одна из посетительниц кафе, заглянувшая сюда с детьми, чтобы попробовать аппетитные такос с агавным шелкопрядом. «Возвращение к корням и традиционной культуре спасет нас от хаоса и сумбура современности», — вторит именитым рестораторам Мария, специалист по антропологии. Сегодняшним утром она привезла группу школьников к пирамидам Теотиуакана, что в 50 километрах к северу от Мехико. Стоя на вершине знаменитой Пирамиды Луны, сооруженной в этом древнем городе 1900 лет назад, еще до прихода ацтеков, Мария объясняет юным мексиканцам, как важно помнить о прошлом: «Наши предки всегда старались сохранить равновесие сил во Вселенной, а мы потеряли чувство баланса между Добром и Злом. Глобализация нанесла нашему обществу серьезный вред. Нам, мексиканцам, пора вновь обрести собственную идентичность. Только пристальный взгляд в минувшее поможет нам отыскать новую дорогу к свету». Несколько лет назад, возможно, в поисках той самой «дороги к свету» тогдашний мэр Мехико Марсело Эбрард решил всерьез заняться защитой окружающей среды. Одна из главных целей экологиче­ской политики властей города, в котором живут почти 20 миллионов человек, — возрождение культа природы, господствовавшего здесь в доколумбову эпоху. Многое для этого уже сделано. Например, благодаря новому огромному заводу, перерабатывающему отходы в биогаз, мексиканская столица избавилась от сомнительного титула обладательницы крупнейшей в мире городской свалки и больше не выбрасывает в атмосферу 1,2 миллиона тонн двуокиси углерода в год. Теперь Авенида да Реформа, одна из самых загазованных городских автомагистралей, по воскресеньям превращается в пешеходную улицу, а владельцы машин могут пересесть на велосипеды, которые выдаются напрокат бесплатно. Кроме того, мэрия приняла закон о защите зеленых насаждений — от больших парков, получивших статус городских лесов, до малых оврагов и ущелий, зачисленных в категорию зон высокой ценности для окружающей среды. Еще одно специфическое проявление экологического бума в Мехико — развитие «урбанистического овощеводства». Десятки квадратных километров в разных районах города отданы под огороды. Продавщица Хулиа, работающая в одном из магазинчиков в историческом центре столицы, с гордостью рассказывает о том, как выращивает на крыше фабрики неподалеку от своего дома морковь, брокколи, салат и разную зелень. «Этот огород был разбит по инициативе жителей нашего района, — говорит Хулиа. — Теперь там с удовольствием работают люди разного возраста и профессий. Со временем мы планируем привлечь к огородничеству всех соседей поголовно». А общественная ассоциация «Зеленая сила» недавно запустила проект обновления окружающей среды в городской агломерации Мехико. К 2020 году «Зеленая сила» рассчитывает обустроить на плоских крышах зданий сельскохозяйственные террасы и огороды, а также проложить специальные биологические коридоры, соединяющие разные районы столицы — они, по задумке авторов проекта, «откроют шлюзы для создания тотально зеленого города». Участвующий в проекте архитектор Хосе Антонио Флорес уверен, что в таком городе будущего гигантские зеленые зоны будут оздоровлять не только окружающую среду, но и социально-экономическую ситуацию. «Именно поэтому мы за то, чтобы каждый житель Мехико возделывал на своей крыше собственный сад», — говорит Флорес. Ацтеки были убеждены, что любое действие, совершаемое на Земле, влияет на все мироздание. И если не следить за сохранением вселенского баланса, то человечество просто погибнет. Как же сохранить гармонию в мире? С помощью специальных ритуалов и обрядов! Для ацтеков человеческие жертвоприношения были в порядке вещей. В честь богов ацтеки убивали и рабов (только во время освящения Большого Храма в Теноч­титлане на тот свет было отправлено около двадцати тысяч невольников), и воинов, потерпевших поражение в священных соревнованиях по игре в мяч, — им отрубали головы. Подобия таких жертвоприношений в ходу и у современных воинов — борцов-реслеров, участвующих в свободных боях, пользующихся в Мексике огромной популярностью. На крытых аренах «Колисео» и «Мехико» проигравший воин лишается маски, то есть своей «игровой личности», а вместе с ней — в символическом смысле — и жизни. «Для нас, зрителей, эти поединки — своеобразная психотерапия: на несколько часов мы становимся победителями Зла. После таких спектаклей я обретаю космическое равновесие», — признается Сандра, 55-летняя экзальтированная дама, каждую неделю переживающая на стадионе за своих кумиров. А вдали от покрытых пятнами крови арен и трибун, на которых беснуются зрители, отцов и детей современной мексиканской цивилизации объединяет еще один ритуал. В покаянном смирении толпы людей приближаются к образу Непорочной Девы Гваделуп­ской, чтобы испросить ее святой милости. По самым скромным подсчетам, каждый год базилику Богоматери Гваделупской посещают более 20 миллионов паломников. Из-за этого пришлось даже установить траволатор, как в аэропорту, на котором толпа верующих медленно проплывает мимо нерукотворного лика, успевая помолиться и при этом не закрывая вид на икону Девы Марии Гваделупской другим. Этот образ Богородицы почти пять веков назад чудесным образом оказался запечатленным на плаще простого крестьянина народности чичимек по имени Куаухтлатоатцин, которого ныне почитают как Святого Хуана Диего. Пресвятая Мария явилась ему в 1531 году, всего через десять лет после покорения испанцами Теночтитлана. А для того чтобы утолить не только духовную, но и обычную жажду паломников XXI века, ищущих чудо в обрядах доколумбовой эпохи, в Мехико возвращаются и волшебные напитки древних богов. Например, знаменитый пульке — слабоалкогольный напиток из забродившего сока особой разновидности агавы и меда. Согласно некоторым исследованиям, пульке был изобретен еще в IV веке до нашей эры, и множество легенд на разные лады повествуют о том, как именно боги передали его людям. Когда-то ощутить несравненный вкус этого «небесного нектара» дозволялось лишь почтенным старейшинам, самым знатным вельможам. А сегодня в фешенебельных кварталах Мехико пулькерии растут, как грибы — напиток богов превратился в своеобразный питательный бульон (как в прямом смысле, так и в познавательном) для продвинутой мексиканской молодежи. При этом никуда не девались и стильные итальянские кафе, и залы для занятий йогой: для новых ацтекских культурных «одеяний» все «ткани» хороши. С высоты птичьего полета Мехико похож на гигантскую бетонную подошву, которая, кажется, способна раздавить любой росток духовного возрождения. На самом деле у этого исполинского человеческого муравейника страстное сердце, в нем живет душа, объединяющая в себе чаяния многих народов. Один из самых красочных символов города, переосмысливающего и возрождающего свое прошлое, чтобы проложить «новую дорогу к свету», — библиотека Национального автономного университета Мексики. Ее наружные стены сплошь покрыты гигантской фреской со сценами из истории страны, созданной в середине прошлого века местным архитектором и живописцем Хуаном О’Горманом. А внутри хранятся сокровища доколумбовой космогонической мудрости, которые манят к себе тысячи будущих медиков, биологов, социологов. Каждый день они приходят в университетскую библиотеку. Чтобы, обогатившись знаниями, устремиться вперед, на поиски утраченной гармонии мироздания.
20.07.2016